К истории Нашха - прародины чеченцев.

Гордалой / История Гордали / Ранняя история.


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

 «Изучайте генеалогии своих племен и не будьте подобны набатейцам из Месопотамии, которые на вопрос "кто вы" отвечают, из какой они деревни.» (Халиф Умар б. ал-Хаттаб)

С завоеванием Ассирией городов государств Урартрийцев, в составе Ассирии образовалось государство Шам. Предание гласит: « ...что первопереселенцем из страны Шам ,в место которое позже  стало называться Нашха ,был Сула." Неизвестно точно какие мотивы побудили его проделать такой огромный путь и осесть в горах Кавказа. А.О.Степанян в одной из своих работ пишет: "Древние предки чеченцев пришли из Урарту на Кавказ чтобы сохранить свою самобытность,обычаи и адаты.»

«Сула корт». 1усма, Сулим, 1абаз. У 1абаза был сын Сула. Он поселился в прекраснейшем уголке Кавказа, первым временным пристанищем была пещера. Согласно тептарам дошедших до наших дней - это та самая пещера что находится на восточной окраине аула Ч1армах, в Нашхе. Её до сих пор называют «Сула хьех (Пещера Сулы)». Рядом с пещерой высится гора, её также связывают с именем Сулы – «Сула корт» . Склон горы по которому проложена древняя тропинка, называется «Сула басе». От горы Сула корт к северу, начинается небольшое ущелье  которое упирается в Ерд корт. Прямо у подножья горы Сула корт. В этом ущелье рядом с пещерой берет начало чудесный родник – «Сула хьост».
«Урартами был разработан специальный способ предупреждения о приближении врагов. На горных вершинах возводились башни с запасом горючих материалов, которые зажигались в случае  появления вражеской  армии.» (Дьяконов И.М.)
Сула и Г1арби. У Сулы от двух жен было восемь сыновей, одного из них звали Г1арби. Г1арби подобно урартам построил сигнально- оповещательную систему. Начав с севера, где позднее был заложен хутор Зарганчу и до горы Хьалхар-лам, на  юге, он построил тринадцать башен, сигнально-опавешательного,оборонительного типа. Две башни этой самой первой сигнальной системы на территории Чечни  сохранились. Одна из низ башня «Г1арби г1ала», она находится на западной стороне горы Нашах – лам. Она встроена в скальную нишу, находится на высоте 200-м. прямо над аулом Моцарой. Заподлицо вертикальному горному склону выложена стена из хорошо обработанного камня. С бойницами с дверным проемом, позади этой стены находится пещера. Забраться в эту башню можно было только по трапу, который укладывался на специально выложенные каменные тумбы. Высказывания некоторых историков, что: « ....в прежние времена в таких убежищах пастухи и путники укрывались от случайных нападений» не имеет ничего общего с действительностью». Забраться в эту башню, без специальных приспособлений не возможно и в наши дни.
У Г1арби было семеро сыновей: Ц1ечо,Ч1ебарло,М1айсто,Гуно,Ирберд,Аккхало Нашхо. Ч1ебарло и Гуно переселились на восток, Аккхало и Ц1ечо ушли на запад, М1айсто и Ирберд к Главному Кавказкому хребту, к подножью Дакуох-корт (Тебулос-мта). Нашхо остался на землях где когда-то поселился их дед Сула. У Нашхо было шестеро сыновей: Х1ийлах, Ч1армах, Моц1арх, Хьайбах, Хьижикх, Т1ийст, они основали шесть аулов получившие их имена. Духовным центром нашхинцев был аул Моц1арха, где постоянно хранился их родовой котел, считавшийся священным. На этом  котле были написаны имена 63-чеченских тайпов, вышедших из Нашха. «Многие чеченские тайпы считают себя выходцами из общества Нашха, пишет» - А.Сулейманов в своей работе» Топонимия Чечни».
Общепризнанной территорией зарождения и формирования чеченского этноса является Нашха (Нахша). Она занимала всю горную часть современной Чечни: М1айста,  Маьлхиста, Хилдехьа, Т1ерла, Аьккха, Галай и собственно Нашха (кроме  Шатойского, Чеберлойского, Шаройского, Веденского и Ножай-Юртовского районов), земли которых выходцами из Нашха были освоены позже, так же, как и земли на плоскости. (Хь.Умхаев. «В поисках национального единства»).
Нашха. Нашха- местность, считающаяся родиной так называемых «чистых тайпов». Это этногенетический центр средневековых нахчиматиянов ,населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни.(Армянская география СПб,1877.с.36) В Нашхе есть места указывающие на прямую связь этого общества с отдельными чеченскими тайпами, выселившихся на равнину несколько веков назад.
  • Х1ийлах. В ауле Х1ийлах находящемся на юге Нашха у истоков р. Гехи, до сих пор сохранилась полуразрушенная жилая башня называемая «Венда г1ала». Она является родовой башней гендаргенойцев. Есть древнее кладбище, которое до сих пор называют «Гендаргнойн кешнаш». Выходцами из аула Х1ийлах, являются три брата: Нижало, Д1ай и Бусо, основавшие три одноименных аула и ставшие родоначальниками трех чеченских тайпов, входящих в тукхум Ч1еберлой.
  • «Бена кха». В метрах 500 - вниз по течению реки Гехи, на левом берегу, к западу от аула Х1ийлах, находится местечко под названием «Бена кха», рядом находятся развалины древней жилой башни. Из этой башни переселился на восток предок беноевцев, ставший родоначальником  самого большого чеченского тайпа.
  •  Сахан-г1ала. При слиянии Ч1армхойн-хи и р. Гехи на правом берегу р. Гехи сохранились развалины башни Сахан-г1ала. По преданию она была построена и принадлежала брату Нашхо М1айсто, одному из сыновей Г1арби.
  • «Пхьанет1е». На правом берегу р. Гехи на месте  сслияния двух рек, лежит ровное плато, которое называется «пхьанет1е». На северной стороне этого плата, ближе к Моц1арою, видны развалины ещё одной башни, которая принадлежала предку Аллеройцев.
  • Т1ийста. В ауле Т1ийста имеются три полуразрушенные башни, одна из них принадлежала предку Ц1онтаройцев, вторая была родовым гнездом Дышнинцев. Старожилы так  и называют их "Ц1онтарочуьна хилла г1ала», «Дышночуьна хилла г1ала».
  • «Г1ов т1ехьашка». В местечке называемом «Г1ов т1ехьашка», неподалёку от х. Къовхе, находятся развалины древнего строения оттуда по преданию переселились три брата: Зумсо, Тумсо и Ч1аьнти.
В своей работе «Чеченский тайп в период его разложения» М.Мамакаев пишет: «Характерно  отметить здесь и такую деталь, что нохчмахкойцы своей древней родиной считают Нашха (местечко в районе Галанчожа), хотя с незапамятных времен и живут на территории своего нынешнего поселения».

Этнограф Саидов И.М. в своей работе «Мехкан кхел» пишет «По преданиям все ичкерийские (Нохчмохкские) тайпы: Бенойцы, Белгатойцы, Дышни, Ц1онтаройцы, Эрсонойцы и др., от  которых произошли и некоторые др. тайпы, являются потомками «родных братьев», »братство» это, согласно преданиям, зафиксированным и русскими исследователями досоветского периода, было закреплено ещё в Нашхе период нахождения там общенахского Совета старейшин страны(Мехкан кхел). Только вышедший из Нана-Нашха тайп считается исконно чеченским. По чеченским преданиям, из Нашха вышло 63 чеченских тайпа, в том числе аьккхий, маьлхий, орстхой и ряд современных ингушских тайпов, которые расселились на восток, запад и север, от верховьев Андийского хребта и реки Сулак до верховьев и нижнего течения рек Сунжи и Терека. (Хь.Умхаев.В поисках национального единства )

Ив. Попов и его "Описание наибства даргинского". В своем историко-топографическом очерке Ичкерия, написанном в 1869 г., в описании наибства даргинского, Ив. Попов приводит  следующие данные:
  • Цонтари – Выходцы из аула Нашахэ, первый из них, имя которого было Сунтар, основал цонтароевский аул лет 700 тому назад.
  • Эно – кале  - при р. Гудермеса, Эно – выходец из Нашахэ, основавший здесь хутор лет 600 тому назад.
  • Ялхой – мохк  при притоке р. Гудермеса. Люди основавшие аул этот, лет 500 назад тому – выходцы из Нашахэ.
  • Ширды-мохк – при притоке р. Гудермеса. Ширды – имя человека вышедшего из Нашахэ лет 500 тому назад .Он поселился на свободной земле – мохк.
  • Курчали (верхний) – два брата, вышедшие из Нашахэ, сначала поселились в Чебарлое, потом лет 600 назад, они вышли в Ичкерию, пришли в аул Цонтари и, явясь к Висе Тинаеву, просили покровительства его, как человека сильного по положению в обществе. Вису принял их и указал им место, где ныне, при притоке р. Гудермеса, расположен целый аул.
  • Белгатоевская фамилия ведет свой род от Персыка. Персык –Сусик – Сулим – Хоура (первый выходец из Нашахэ) – Хасоя (основатель аула Белгатой) - Арсан – Бугалов – Арсан – Бугалов – Сатлак – Сеты – Бугалов – Арсан – Асанча – Хасан – Арсамбек – Белакай – Бешиль – Чабай – Ыха – Автурхан….
  • Гордали – при р. Аксае. Основавший аул этот был некто Гордал, вышедший в Ичкерию из Нашахэ, лет 500 тому назад.
  • Шуани (большие) – при притоке р. Гудермеса. Основавший аул этот, лет 500 тому назад,был некто Шуан, выходец из Нашахэ.
  • Аллерой – при р. Аксае. Вышедший из аула Нашахэ в Ичкерию, некто Аллериш основал этот аул лет 600 тому назад.»
Эту свою работу Ив.Попов написал в 1869 году и соответсвенно к тем датам образований ичкерийских аулов, что приводит Попов,сегодня надо добавить как минимум 140 лет.

Дишни. Согласно родовому тептару Дишни из Нашха ушли двумя потоками. Первая группа переселенцев ушла в южном направлении в Чанти-аргунское ущелье и осели на местности, которой дали название Дишни Мохк.
В 15 веке из-за кровной мести х. Т1ийст, что находится в Нашхе, вынужден был покинуть Видаг сын Шепа1а. Со своим семейством он ушел  в Нохчмохк, селение Ц1онтарой. Тут надо отметить, что Ц1онторойская и Дышнинская башни и в Т1ийсте (Нашхе) находятся рядом. Но с каждой сменой поколения потомкам Шепа1а становилось жить тесно на выделенных им землях (кха). Правнуки Видага, братья Дадайгад, Заг1лов и Товзархан со своими семействами войной отобрали для себя край (мохк) у андийцев.
Определив границы территории своего края с  Андийцами, Белхаттойцами, Эрсинойцами, позже по реке с Гунойцами, Дадайгад обосновался,  основав Дишни-Ведено. Другие братья поселились на территории нынешнего Элистанжи. Генеалогическое древо Дишнинцев идущее от Шепа1а. Шепа1-Видаг-Г1аншо-Г1амберди - Дадайгад (основатель Дишни-Ведено, племянник Дадайгада, сын Заг1алова - Эльсан, родоначальник тайпа Элстанжой) - Гумалат-Калбакх- Хьасмик-Цици-1усман-1ели-Г1аншов-Мисирби-1амирха-Бабадхьаж-Инсалам-Юсуп-Ширвани....

Энганой, Г1ордалой и Чечалхой. Согласно родовому тептару, потомки Йабакха из Нашха, являются родоначальниками трех тайпов: Энганой, Г1ордалой и Чечалхой входящих в тукхум Нохчмахкой. Генеалогическое древо потомков Йабакха. Йабакх - Г1анта - Тимай - Энгани (Г1ордало был братом Энгани) - Ата-Дана-Боуа (Чечалха был братом Боуа) - Бахтар-Тландал- Чара - Чора - Гдарак - Юртуш - Байрам - Мараш - Ахматхан - Тахир - Арсан - Дэн и (Дэда-устаз). ...
  • Пешхой один из многочисленных чеченских тайпов. Являются ближайшими соседями Нашхинцев, своеобразной границей между двумя этими обществами является хребет (по водоразделу) горы Юкъар корт (Екыр корт). Согласно преданию основатель общества и родоначальник тайпа, переселился сюда со своим семейством с местечка "Пхьерет1е", что находится на западном склоне горы Нашах лам между селами Ч1армах и Моц1арой. Обосновался он в местечке которое позже получило название  Берен-дукъ, находиться оно на южной стороне Пешха. На склоне хребта Берен-дукъ была построена первая жилая башня.
  • Галой. На южной  окраине Моц1ароя, рядом с местечком "1анш куога" на правом берегу реки Гехи имеются развалины жилой башни, согласно преданию она принадлежала человеку по имени Гало, который является родоначальником тайпа Галай. Со своим семейством Гало переселился за хребет Вари дукъ (Верг лам) обосновался в урочище Осу хи, на левом берегу реки Осу хи (Гехи). На новом месте Гало построил две жилые башни известные в народе под именем "Бург г1алнаш". Со временем потомки Гало, чуть выше по течению реки Осу хи на левом берегу заложили аул Акха баса, который и стал духовным центром Галайцев
  • Эрсаной. Согласно преданиям и родовому тептару, а также историко - топографическому очерку Ив.Попова родоначальник тайпа Эрсаной пришел в Нохчмохк из Нашха. Генеалогическое древо эрсанойцев: Устар - Яшурха - Болат - Буртах - 1ажав - Хасат - Дирши - Ч1амг1а - Цхьогал - Г1аймерд - Г1аммирза - Г1аркиш - Хьамза - Айдмар - Маьчи - Албаед - Чопал…
  • Эг1ашбатой. Родоначальником тайпа эг1ашбатой – были два брата: Эг1аш и Бета, которые переселились из горного общества Ц1еси. По рассказам старожилов, в Ц1еси они пришли из  Нашха.
  • Курчалой. Генеалогическое древо другого очень крупного чеченского тайпа – Курчалой, входящего также в  тукхум Нохчмахкой, тоже исходит из Нашха. Кушул - Курчалхан - Хьанбилхан - Ч1абалхан - Ч1айхан - Чергисхан - Бегал - Оку - Товла - Майла - Товболат - Темболат - Темирболат - Берса (первый проповедник ислама -1561 г.) - Т1урло - 1аббас - Мохьмад1ела - Муртаз1ела - Айдамар - Эдалгир - Баду…
  • Гуной. Родоначальником тайпа Гуной и основателем села Гуни является Гундал прибывший в Нохчмохк из Нашха. Генеалогическое древо одного из некъи тайпа Гуной: Гундал - Гунам - Уммалт - Чодул - Эски - Паьрси - Гуммалт - Дата - Устар - Ажмот - Эвриг - Алхаз - Али - Уллубай - Айбили - Али - Хамбахьад - Гирмхьажи - Абдулла - Керим - Тушал - Ибрагим - Муьсли - Мовсур...
Во время  укрепления ислама в Нохчи-мохке (Ичкерия) проповедником Берс-шейхом из Курчалоя несколько семей гуноевцев, не желая отказываться от своих древних обычаев, ушли из Гуноя, поселившись на равнине в селении Алды. Однажды двое парней-гуноевцев, поссорившись между собой из-за любимой девушки, начали рубиться кинжалами. Родственники убийцы вынуждены были уйти из аула и, поселившись за Тереком, основали, согласно преданию гуноевцев, по имени главы семьи село Оьрза-гIала. После переселения сюда (в 1711—1712 годах) с правого берега Терека гребенских казаков, основавших станицу Червленную, гуноевцы породнились с гребенцами. Пошедшие от гуноевцев казачьи фамилии Гулаевых, Байсунгуровых, Борискиных и Титкиных отлично помнили свое происхождение и не теряли своих родственных связей с чеченцами даже во время войн.

Нашхинцы ставшие родоначальниками многих Нохчмахкоевских тайпов переселялись на новые места обитания через Ч1еберлой.

Сада и Саясан. Согласно родовому тептару  айткаллинцы, сесанойцы и ишхой являются потомками Сада, который пришел из Нашха (Моц1арха) и обосновался в местечке Тундукъе, что находится рядом с нынешним Садоем (Ч1еберлой). Седьмой потомок Сады, Айта является основателем села Саясан (Сесана). Генеалогическое древо сесанойцев: Сада – Саьркъа -  Х1олчи – Хьашта – Нашхо (Такхмисар) – Гела – Ата – Айта( Айта- является родоначальником тайпа айткхеллой, брат Айти Ишхо является родоначальником тайпа – Ишхой) – Байбаркъа (является родоначальником тайпа – Сесанхой) – Хьашуркъа – Яшуркъа – Хьесалби – Ацми – Тунжулха – Махаш  – Мурта – Жалбар – Вуьтарг – Т1елхиг – Т1ат1а – Хукли – 1усман – Герман – Ахьмад – Бойсхар. Согласно преданию Сада завещал потомкам, до смены на новом месте семи поколений, умерших доставлять в Нашха и хоронить на исторической прародине. Что потомками свято и соблюдалось.

Нашхмох / Нохчмохк. Согласно преданию нохчмохкойцев, восточные земли Чечни с момента их заселения и в течении  длительного времени назывались – Нашхмохком. С этим преданием согласны многие чеченские историки и этнографы. Вот к примеру этимология предложенная старейшим исследователем чеченского языка А.Г.Мациевым. «Небезинтересно отметить,- пишет он,- что все чеченцы, в том числе Аккинцы, Кистинцы и Чеберлойцы, называют себя нохчо/нахчо,а выходцы из урочище Нашха, называют себя «Нашхо». Уместно здесь упомянуть, что древнейшим поселением чеченцев по основным преданиям считается урочище Нашха, издревле у всех чеченцев существовало такое мнение, что если кто – либо является выходцем из Нашха, то его можно считать коренным жителем Чечни. Кстати, одним из самых крупных чеченских тайпов (родов) чеченцы считают тайп Нашхо. Поэтому можно предположить, что корень этих двух семантических близких слов – Нахчо/Нохчо/Нашхо – общий. Комплексу согласных хч, хш во многих диалектах нахских языков соответствует стечению согласных чх, шх, то есть в диалектах происходит закономерная перестановка согласных. Слово же «нах» в нахских языках озночает «народ, люди». Действительно, по одному из преданий выходцы из Нашха расселились почти по всей территории Чечни и представляли собою собственно чеченские тайпы».
                                                                               
Чеченские тукхумы. По определению М.Мамакаева чеченский тукхум» – это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов не связанных между собой кровным родством, но объединивщихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника  экономического обмена».
Согласно преданию записанным У. Далгатом «чеченские племена произошли от трех братьев – Шато, Ако и Га. И  эти три брата являются родоначальниками чеченского племени». Это предание настолько искажено, что не имеет ничего общего с действительностью.
Шуотой – один из девяти  чеченских тукхумовУ Шатойцев не было родоначальника по имени Шуото. Само слово Шуото произошло от словосочетания « шу т1ехь», что по русско-чеченскому словарю А. Исмаилова означает «на холме». Саьтта – одно из первых поселений входящих в нынешний Шатой, расположено на холме. Основателем села и родоначальником тайпа является – Мересха, который пришел из Нашха. Согласно родовому тептару он был четвертым сыном Воккха Дади из Нашха. Генеалогическое древо саьттойцев такая: Мересха – Ярасха – Улу - Хайдар – Машконг – Хайдар-Бек – Батак – Шида –Шидаг - Туьшшепаъ – Мажло – Яска – Тураш – Абдулла - Г1уда – Муса – Вуьта – Муса – Са1да (Са1ат убит в одном из ичкерийских сражений 1845 г.) – Селехь (поручик царской армии) – Муда (расстрелян в 1937 г.) – Халид – Мохьмадсалех – Темболат.
К западу от Саьтта почти одновременно с ним, было основано селение Пхьамта. Эрштхоевцами из аула Ц1еча Аккха, а само поселение Ц1еча Аккха было основано сыном Г1арби  – Ц1ечо. Эрштхоевцы являются основателями ещё одного Шатоевского аула – Хьаккой. Согласно преданиям Ч1инхойцы, Гучун-калинцы, Башен-калинцы и Нихлой являются потомками четырех братьев и потому считаются родственными тайпами. Нихалой входили в тукхум Шуотой. Ч1инхойцы как и несколько других тайпов не входили в тукхумы и жили самостоятельно. Родоначальники этих тайпов переселились в Аргунское ущелье из Нашха. Саьрбалой, Лаьшкарой – этнические общества образовавшиеся из переселенцев живших в Шатойской котлавине. Они также утверждают что их предки вышли их Нашха.

Шаройский тукхум. Причин побуждавших нашхинцев покидать родные горы и искать новые места  для обитания, было много. Одной из них была кровная месть. Так согласно рассказам старожилов, тайпа Шарой (1адуллай Махьма, 1азими Хьажи, Изи Дени) гар Айтг1ой шароевского тукхума ведёт своё начало от тайпа Нашхой. Четверо сыновей Т1ошалла, внуки Мешалла: Айта, Эти, Якъуб и  Къурба из за кровной мести, ушли из Нашхи в Грузию ( нынешний Ахметовский район с. Дуй юрт). Прожив там определенное время, три брата Айти,Эти и Якъуб вернулись в Чечню и, согласно преданию осели на месте нынешнего Шароя. Первые поселенцы этих мест из за эпидемии вымерли и места эти пустовали. Старший брат поселился в местечке "Кашен аре". Эти поселился на левом берегу Шаро Аргуна "Хьинда". Якъуб поселился на правом берегу Шарой Аргуна "Кхакха эвла". Четвертый брат, кровник  Къурба, остался в Грузии. Потомки Къурбы являются носителями самой многочисленной фамилии (Маргашвили) в Ахметовском  районе Грузии.
В середине 17 го века аул Хьайбах в Нашхе, из за кровной мести вынуждены были покинуть потомки Мажи, сыновья Борчи. Из Нашхи они ушли в Хилдехарой, но прожив там несколько лет они переселились в Майсты, но и там они задержались ненадолго. Один из сыновей Борчи, Дейбак переселился из Майсты в Хевсуретию аул Муц1о. А двое, Беги и Ник поселились на территории нынешнего Ахметовского района Грузии. Потомки трех этих братьев, сыновей Борчи, проживают на территории Грузии, Чечни и Ингушетии и носят фамилию Борчашвили.
Согласно преданию с. Химой находящееся в нынешнем Шаройском районе, было основано неким Цулцой из Нашха. Цулца с семью сыновьями спасаясь от кровной мести вынужден  был покинут Нашха, добравшись до ущелья , где сегодня располагается селение Химой, путники остановились на склоне горы, к западу от него. Здесь Цулца построил башню, это место называется "Цулца гу" (склон цулцы). Позднее закрепившись в этом ущелье ,Цулца построил для своих сыновей, на правом берегу Шаро Аргуна семь жилых башен. Позже к ним переселились и  их родичи из Нашха. В селении  Химой до сих пор сохранились топонимические названия мест ,указывающих на прямую связь основателей Химоя с обществом Нашха: Г1ой г1ала,Г1ой юрт (г1ой-хьижихкой один из гаров входящих в тайп Нашхой).  
 
Ч1ебарлой. С целью остановить дальнейшую экспансию дагестанских владетелей и возвращения захваченной ими  чеченской территории в Ч1еберлой Мехк кхелом страны был направлен Алдам г1ези из Нашха. В качестве резиденции он выбрал селение Кезена, где возвел  сильно  укрепленный замок, руины которого сохранились до сих пор. С этого времени началось вторичное заселение Ч1еберлоя выходцами из Нашха. А первым поселенцем этих мест, со своим большим семейством, был Ч1ебарло, сын Г1арби. По преданиям тайпа Макажой, их родоначальником был Турач, переселившийся в эти  места из Нашха.
Чубахкинарой - исконный чеченский тайп входящий в тукхум Ч1ебарлой. Родоначальниками тайпа являются Нашхинцы прибывшие в Ч1ебарлой в начале 18 го века из аула Х1ийлах, что находится на юге общества Нашха. Согласно преданию они заложили свое поселение на землях под контрольных тайпа Садой. Чубахкинарой в буквальном смысле означает - вошедшие. Генеалогическое древо одного из гара тайпа Чубахкинарой: Ашаха-Хьаттуха-Шавлаха-Шавла-Х1иммат-1иса-1иса-Зайпулла-Хьазраил...
Селение Хой(первое название Г1ой  г1ап), находящееся в Ч1ебарлое, согласно родовому тептару, основано переселенцами из Нашха, в конце 14 го века. Первая башенная постройка, башня Ами-б1ов согласно родовому тептару была построена в 1396 году и уже через 250 лет, село насчитывало 180-200 дымов (хозяйств).
«Хорошо защищенная природными условиями и мощными оборонительными сооружениями, Нашха не пострадала от нашествий завоевателей. Население Нашхи постоянно увеличивалось, что приводило со временем к проблеме перенаселенности и как следствие к земельному голоду. Население должно было искать новые земли  для обитания».
После возврата своих исконных земель на востоке и повторного их заселения поток переселенцев из Нашхи был направлен на север. Спустившись с гор по течению  р .Гехи (в начале 17 го века) нашхинцы заложили ряд хуторов: Моц1архойн к1отар, Ч1армхойн к1отар ,Г1ойн к1отар, Х1илахойн к1отар, Цицки к1отар и Довта юрт. Все они были расположены на левом берегу реки Гехи. Чуть позже было основано   поселение Деми к1отар. В 18-19 веках северо-востоку от горы Нашах-лам, нашхинцы заложили 13 – хуторов: Къовхе, К1айчюхе, К1елахбасе, Ехкчаре, Хотташкоча, Зерхьа, Саканжиела, Мушечу, Г1арбисхьаькханчоь ,1ажгечу, Мог1аста, 1аьржалечу и Зарганчу.

Источники: 

А.Сулейманов. Топонимия Чечни.;
М. Мамакаев. Чеченский тайп в период его разложения.;
И.М. Саидов. Диссертация – раздел Мехк кхел;
Армянская география. СПб.1877, с.36;
А. Исмаилов. Дош.;
М. Ибрагимов. Родовой архив нашхинцев.;
А.О. Степанян. Объединенная газета. №24(80) 15.11.2005г.;
И.М. Дьяконов. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту.;
Асхабов А. Генеалогическое древо сесанойцев.;
Селехов М.-С. Генеалогическое древо саттойцев.;
Цитата А.Г. Мациева из кн.:
И.Ю. Алироева, Язык, культура и история вайнахов.
И.Ш.Инасаламов .уроженец с.Дышни-Ведено.
М.Ахметов.О Шаройском районе и шаройцах.
Хь.С.Умхаев.В поисках национальной идентичности.
Тушаев А. житель с.Гехичу.
Юсупов А. житель с.Рошни чу.

Автор Хизар Яхъяев

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив