Прародина чеченцев Нашха

Гордалой / История Гордали / Ранняя история.


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

 Духовным центром Нашхинцев был аул Моц1арха, в котором постоянно хранился их родовой котел, считавшийся священным.На этом котле были написаны названия 63-х чеченских тайпов,вышедших из Нашха. Это этногенетический центр средневековых нахчиматиянов, населявших, по данным армянских исторических источников,юго-восток Чечни.
«Многие чеченские тайпы считают себя выходцами изобщества Нашха», – пишет А. Сулейманов в своей работе «Топонимия Чечни».
«Нашха – местность, считающаяся родиной так называемых «чистых тайпов» (Армянская география, СПб, 1877.с.36).
В Нашхе есть места, указывающие на прямую связь этого общества с отдельными чеченскими тайпами,переселившимися на равнину несколько веков назад. В ауле Х1ийлах, расположенном на юге Нашха, у истоковреки Гехи, до сих пор сохранилась полуразрушенная жилая башня, называемая «Венда г1ала». Она является родовой  башней Гендаргенойцев. Есть древнее кладбище, которое досих пор называют «Гендаргнойн кешнаш». <..> Приблизительно в 500-х метрах вниз по течению реки Гехи,на левом берегу, к западу от аула Х1ийлах, находится местечко под названием «Бена кха», рядом находятся развалины древней жилой башни. Из этой башни переселился на восток предок Беноевцев, ставший родоначальником самого большого чеченского тайпа. В месте слияния Ч1армхойн-хи и реки Гехи, на правом берегу реки Гехи, сохранились развалины башни Сахан-г1ала. По преданию, она была построена братом Нашхо М1айсто, одним из сыновей Г1арби.

На правом берегу реки Гехи, в месте слияния двух рек, лежит ровное плато, которое называется «пхьанет1е». На северной стороне этого плато, ближе к Моц1арою,видны развалины ещё одной башни, которая принадлежала предку Аллеройцев. В ауле Т1ийста имеются три полуразрушенные башни, одна из них принадлежала предку Ц1онтаройцев, вторая была родовым гнездом Дышнинцев. Старожилы так и называют их: «Ц1онтарочуьна хилла г1ала», «Дышночуьна хилла г1ала». В местечке, называемом «Г1ов т1ехьашка», неподалёкуот х. Къовхе, находятся развалины древнего строения – оттуда, по преданию переселились, три брата: Зумсо, Тумсо и Ч1аьнти.
В своей работе «Чеченский тайп в период его разложения» М. Мамакаев пишет: «Характерно отметить здесь и такую деталь, что нохчмахкойцы своей древней родиной считают Нашха (местечко в районе Галанчожа), хотя с незапамятных времен и живут на территории своего нынешнего поселения».
Этнограф Саидов И.М. в своей работе «Мехкан кхел» пишет: «По преданиям, все ичкерийские (Нохчмохкские) тайпы: Бенойцы, Белгатойцы, Дышни, Ц1онтаройцы, Эрсонойцы и др., от которых произошли и некоторые другие тайпы, являются потомками «родных братьев», «братство» это, согласно преданиям, зафиксированным и русскими исследователями досоветского периода, было закреплено ещё в Нашхе в период нахождения там общенахского Совета старейшин страны (Мехкан кхел)».
В своем историко-топографическом очерке «Ичкерия», написанном в 1869 г., в описании наибства даргинского Ив. Попов приводит следующие данные:

«Цонтари – выходцы из аула Нашахэ, первый из них, имя которого было Сунтар, основал цонтароевский аул лет 700 тому назад. Эно-кале – при реке Гудермес. Эно – выходец из Нашахэ, основавший здесь хутор лет 600 тому назад.
Ялхой-мохк – при притоке р. Гудермес. Люди, основавшие аул этот лет 500 назад тому, – выходцы из Нашахэ. Ширды-мохк – при притоке р. Гудермес. Ширды– имя человека, вышедшего из Нашахэ лет 500 тому назад. Он поселился на свободной земле – мохк. Курчали (верхний)– два брата, вышедшие из Нашахэ, сначала поселились в Чебарлое, потом, лет 600 назад, они вышли в Ичкерию, пришли в аул Цонтари и, явясь к Висе Тинаеву, просили покровительства его, как человека сильного по положению вобществе. Вису принял их и указал им место, где ныне, при притоке р. Гудермес, расположен целый аул.
Белгатоевская фамилия ведет свой род от Персыка. Персык – Сусик – Сулим– Хоура (первый выходец из Нашахэ) – Хасоя (основатель аула Белгатой) – Арсан – Бугалов – Арсан – Бугалов – Сатлак– Сеты – Бугалов – Арсан – Асанча – Хасан – Арсамбек – Белакай – Бешиль – Чабай – Ыха – Автурхан….
Гордали – прир. Аксай. Основавший аул этот был некто Гордал, вышедшийв Ичкерию из Нашахэ лет 500 тому назад.
Шуани (большие)– при притоке р. Гудермес. Основавший аул этот, лет 500 тому назад, был некто Шуан, выходец из Нашахэ. Аллерой – при р.Аксае. Вышедший из аула Нашахэ в Ичкерию некто Аллериш основал этот аул лет 600 тому назад».
Конечно, согласно изысканиям современных исследователей эти даты можно осприть, тем не менее, отметим, что эту работу Ив. Попов написал в 1869 году, и, соответственно, к тем датам образований ичкерийских аулов, что приводит Попов, сегодня уже можно добавить как минимум 140 - 160 лет.

Родоначальниками тайпа Эг1ашбатой были два брата: Эг1аш и Бета, которые переселились из горного общества Ц1еси. По рассказам старожилов, в Ц1еси они пришли из Нашха.

Генеалогическое древо другого очень крупного чеченского тайпа – Курчалой, входящего также в тукхум Нохчмахкой, тоже исходит из Нашха. Кушул – Курчалхан – Хьанбилхан – Ч1абалхан – Ч1айхан– Чергисхан – Бегал – Оку – Товла – Майла – Товболат – Тем-болат – Темирболат – Берса (первый проповедник ислама– 1561г.) – Т1урло – Аббас – Мохьмад-1ела – Муртаз1ела– Айдамар – Эдалгир – Баду…

Согласно родовому тептару, Айткаллинцы, Сесанойцы и Ишхой являются потомками Сада, который пришел из Нашхаи обосновался в местечке Г1удукх, что находится рядом снынешним Саясаном. Генеалогическое древо Сесанойцев:Сада – Х1олчи – Хьашта – Нашхо (Такхмисар) – Гела – Ата– Айта(Айта является родоначальником тайпа Айткхеллой,брат Айти Ишхо является родоначальником тайпа Ишхой)– Байбаркъа (является родоначальником тайпа Сесанхой) –Хьашуркъа – Яшуркъа – Хьесалби – Ацми – Тунжулха – Г1аншо– Жама – Мурта – Жалбар – Вуьтарг – Т1елхиг – Т1ат1а – Хукли– 1усман – Герман – Ахьмад – Бойсхар. Согласно преданию, Сада завещал потомкам до смены нановом месте семи поколений доставлять умерших в Нашха ихоронить на исторической прародине. Его завет потомками свято соблюдался.

Нашхмохк. Согласно преданию Нохчмохкойцев, восточные земли Чечни с момента их заселения и в течение длительного времени назывались Нашхмохком. С этим преданием согласны многие чеченские историки и этнографы. Вот, к примеру, этимология, предложенная старейшим исследователем чеченского языка А.Г. Мациевым.
«Небезынтересно отметить, – пишет он, – что все чеченцы, в том числе Аккинцы, Кистинцы и Чеберлойцы, называют себя Нохчо (Нахчо), а выходцы из урочища Нашха называют себя «Нашхо». Уместно здесь упомянуть, что древнейшим поселением чеченцев, по основным преданиям, считается урочище Нашха, издревлеу всех чеченцев существовало такое мнение, что если кто-либо является выходцем из Нашха, то его можно считать коренным жителем Чечни.
Кстати, одним из самых крупных чеченских тайпов (родов) чеченцы считают тайп Нашхо. Поэтому можно предположить,что корень этих двух семантически близких слов– Нахчо/Нохчо/Нашхо – общий. Комплексу согласны ххч, хш во многих диалектах нахских языков соответствует стечение согласных чх, шх, то есть в диалектах происходит закономерная перестановка согласных. Слово же «нах» в нахских языках означает «народ, люди». Действительно, согласно преданиям, выходцы из Нашха расселились почти по всей территории Чечни и представляли собою собственно чеченские тайпы».

По определению М. Мамакаева, «чеченский тукхум – это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена». Шуотой – это один из девяти чеченских тукхумов.<..>

Саьтта – одно из первых поселений, входящих в нынешний Шатой, расположено на холме. Основателем села и родоначальником тайпа является Мересха, который пришел из Нашха. Согласно родовому тептару, он был четвертым сыном Воккха Дади из Нашха. Генеалогическое древо саьттойцев: Мересха – Ярасха – Улу-Хайдар – Машконг – Хайдар-Бек– Батак – Шида – Шидаг – Туьшшепаъ – Мажло – Яска –Тураш– Абдулла – Г1уда – Муса – Вуьта – Муса – Са1да (Са1ат убитв одном из ичкерийских сражений 1845г.) – Селехь (поручик царской армии) – Муда (расстрелян в 1937г.) – Халид – Мохьмадсалех – Темболат.

К юго-западу от Саьтта, почти одновременно с ним, Эрштхоевцами из аула Ц1еча Аккха было основано селение Пхьамта. Само поселение Ц1еча Аккха было основано сыном Г1арби-Ц1ечо. Эрштхоевцы являются основателями ещё одного Шатоевского аула – Хьаккой. Согласно преданиям, Ч1инхойцы, Гучун-калинцы, Башен-калинцы и Нихлой являются потомками четырех братьев и потому считаются родственными тайпами. Нихалой входили в тукхум Шуотой.

Ч1инхойцы, как и несколько других тайпов, не входили в тукхумы и жили самостоятельно. Родоначальникиэтих тайпов переселились в Аргунское ущелье из Нашха. Саьрбалой, Лаьшкарой – этнические общества, образовавшиеся из переселенцев, живших в Шатойской котловине. Они также утверждают, что их предки вышли из Нашха.

Второе заселение Чечни и возврат исконных земель. С целью остановить дальнейшую экспансию дагестанских владетелей и вернуть захваченную ими чеченскую территориюв Ч1еберлой, Мехк кхелом страны был направлен Алдам г1ези из Нашха. В качестве резиденции тот выбрал селение Кезена, где возвел мощный укрепленный замок, руины которого сохранились до сих пор. С этого времени началось вторичное заселение Ч1еберлоя выходцами из Нашха. А первым поселенцем этих мест, прибывшим сюда со своим большим семейством, был Ч1ебарло, сын Г1арби. По преданиям тайпа Макажой, их родоначальником был Турач, переселившийся в эти места из Нашха.
«Хорошо защищенная природными условиями и мощными оборонительными сооружениями, Нашха не пострадала от нашествий завоевателей. Население Нашхи постоянно увеличивалось, что приводило со временем к проблеме перенаселенности и, как следствие, к земельному голоду. Население должно было искать новые земли для обитания».
После возврата исконных земель на востоке и повторного их заселения, поток переселенцев из Нашхи был направленна север. Спустившись с гор по течению р.Гехи (в начале17-го века), Нашхинцы заложили ряд хуторов: Моц1архойн к1отар, Ч1армхойн к1отар, Г1ойн к1отар, Х1илахойн к1отар,Цицки к1отар и Довта юрт. Все они были расположены на левом берегу реки Гехи. Чуть позже было основано поселение Деми к1отар. В 18-19 веках, к северо-востоку от горы Нашах-лам, Нашхинцы заложили 13 хуторов: Къовхе, К1айчюхе, К1елахбасе,Ехкчаре, Хотташкоча, Зерхьа, Саканжиела, Мушечу,Г1арбисхьаькханчоь, 1ажгечу, Мог1аста, 1аьржалечу и Зарганчу.

Источники:  

А.Сулейманов. Топонимия Чечни.;
М. Мамакаев. Чеченский тайп в период его разложения.;
И.М. Саидов. Диссертация – раздел Мехк кхел; Армянская география. СПб.1877, с.36;
А. Исмаилов. Дош.;
М. Ибрагимов. Родовой архив нашхинцев.;
А.О. Степанян. Объединенная газета. №24(80) 15.11.2005г.;
И.М. Дьяконов. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту.;
Асхабов А. Генеалогическое древо сесанойцев.;
Селехов М.-С. Генеалогическое древо саттойцев.; Цитата А.Г. Мациева из кн.:
И.Ю. Алиров, Язык, культура и история вайнахов.

Хизар Яхъяев, старший научный сотрудник Аргунского государственного историко-архитектурного природного музея-заповедника


Источники: ИА "Чеченинфо" .  Журнал "Нана"

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив