Экспресс-справка о Гордали и гордалинцах
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Гордали – селение в Ножай-Юртовском районе, граничит на юге с Ц1онтара, Верхняя Курчали; на востоке с Энгана, Саясан; на западе с Курчали,Гезинчу; на севере с Шуани, Ялхой мохк, Энакхалла, на левом берегу реки Яьсса. Г1оьрдала – одно из крупных этнических обществ. Кроме тайпа Гордалой в с. Гордали проживают представители и других чеченских тайпов.
Гордалинцы имели земли не только в горной части Чечни, но и на равнине. В районе нынешнего села Мелчхи (Исти-Су) Гудермесского района, на северном склоне Качкалыкского хребта (чеч. Г1ачалкха дукъ) располагалось одноименное селение гордалинцев. До сталинской депортации вайнахов в 1944 году на южном склоне Качкалыкского хребта, на берегу речки Мичик, на окраине современного села Бачи-Юрт располагалось также село Гордали-Юрт. Оба вышеуказанных селения царскими колонизаторами в 19 веке были несколько раз сожжены. Их жители, согласно «Хронологии истории Чечено-Ингушетии», составленной народным писателем, историком Абузаром Айдамировым, оказывали яростное сопротивление российским войскам в 1785, 1819, 1821, 1852 и 1854 годах.
Гордали и Кавказская война. Постоянно находясь в эпицентре театра военных действий в Ичкерии, представители тайпа и аул Гордали относятся к числу наиболее пострадавших в Кавказскую войну [9]. Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что только в район Гордали (в юго-восточную часть Ичкерии) с 1821 по 1857 годы русскими войсками было совершено 15 карательных экспедиций, в том числе:
- март 1821, февраль 1837 гг. – походы полковника Грекова, генерала Фези;
- март 1837 года – бой между отрядами генерала Фези и Уди-Муллы Гордалинского;
- январь 1840 года – разорение генералом Пулло аулов Гуржи-Мохк, Зандак-Ара, Гендарген и других (названные аулы соседствуют с Гордали);
- май-июль 1845 года – экспедиция Воронцова в Ичкерию, его поражение (отступление с боями в районе аула Гордали);
- август 1852 года – разорение полковником Баклановым Гордали на реке Мичик, его поражение при обратном движении;
- декабрь 1853 года – сражение между отрядами наиба Талхига и генерал-майора Бакланова у аула Гордали-Юрт.
Карательные экспедиции сопровождались не только полным разорением аулов и убийством мирных жителей, но и насильственным переселением уцелевших чеченских семейств на территории, занятые русскими завоевателями. В ауле Гордалой проживал видный чеченский предводитель, священнослужитель Уди-Мулла Гордалинский, сподвижник имама Шамиля.
Устаргардой-аул (Аргун) и Гордали. С 1837 по 1857 гг. аул многократно уничтожался русскими войсками, но вновь отстраивался гордалинцами на прежнем месте. Одновременно беженцами из Гордали строились аулы как в непосредственной от него близости, так и в различных других отдаленных местах (Шалинском, Гудермесском, Ножай-Юртовском, Грозненском районах) преимущественно под тем же названием: Гордали, Устаргардой-аул (Аргун), Гордал-Юрт, Баса-Гордала, Новые Гордали, Хьашта-Мохк, а также и Бердыкель. Так, по мнению А. Сулейманова, в основу названия Устаргардой-аул, вероятно, легло уста, устар – мастер, оружейник и гIоьрда (гIурда) – название особого клинка. УстаргIардой – мастера-оружейники, кующие особой марки клинки гIоьрда (гIурда)». Уста (тюрк.). Название Устаргордой-аул могло быть дано кумыками, проживающими по соседству.
Гордалинцы и Гудермесс. Со второй половины 18-го века на территории современного Гудермесского района также проживало, как и в наши дни, много гордалинцев. И естественно, что часть земель здесь принадлежала именно им. Сегодня из 21 села, входящего в состав Гудермесского района, нет такого, в котором не проживали бы представители этого тайпа. Основателями ряда населенных пунктов, входящих ныне в состав современного Гудермесского района, являлись в прошлом именно выходцы из тайпа Гордалой. Это такие населенные пункты, как Исти-Су (Мелчхи – теплая вода – прим. авт.), Умахан-Юрт (Кундухово). В те далекие времена не существовало даже аула Гуьмсе (Гудермес). Здесь, по рассказам стариков, на склоне, где расположен сегодня этот аул, на берегу реки Гумса примерно 300 лет назад стояло чеченское укрепление Гордали, где жили представители разных тайпов и этносов, но, в основном, гордалинцы. «Эти и другие сказания, предания косвенно подтверждаются наличием в указанном месте старого, заброшенного кладбища, называемого в народе «Г1ордалойн кешнаш» (кладбище гордалинцев – прим. авт.).
В настоящее время г1ордалой проживают в селах и городах: Гудермесе,Грозном,Аргуне,Ойсахара, Нойбера,Кади-Юрте,Кошкалде, Мелчахе, Джалке, Ахкинчу-борзой, Гелдыген,Чечен-аул,Серноводск,Пседах, Малгобек, Рошни чу,Беркат юрт, Знаменское,Мекенское,Комсомольское,Бердыкел,Ишхой юрте,Мескаты,Ножай юрте,Узловая,Ведено,Хасав юрте,Байрам ауле,Шедрине,Наурской, Илсханюрте,Майртупе. Таким образом, гордалинцы широко расселились в горных и равнинных населенных пунктах Чечни и в Ингушетии в селении Пседах (каб. живая вода), где гордалинцы носят фамилию Гардалоевы.
Гордали и религиозные авторитеты. Набожные гордалинцы глубоко почитали эвлияа, великого гуманиста Кунта-Хаджи Кишиева так же, как и всех других святых. До переезда в Исти-Су его предки жили в Гордали. С начала 19-го века в Исти-Су, в основном, проживали гордалинцы. Дедушка эвлияа Кунта-Хаджи Шовхал был похоронен здесь же в селе. На Гордалинском хребте также похоронены эвлияи, три брата – гордалинцы – Асандар, Арскъи, Асанчи. Из них у двух первых имеются зияраты (мавзолеи) в Бас-Г1оьрдала. Третий, Асанчи, похоронен в с. Гордали без зиярата, так как перед смертью он просил не воздвигать его в свою честь (араб. хьурмат). После смерти эвлияев многие их потомки переселились в Иорданию и в данное время проживают там в городах Сувелих, Зарка, Сухни. Остальная часть их родственной ветви сегодня проживает в селении Бердыкель Грозненского района и селе Нойбер Гудермесского района Чеченской Республики.
Гордалинцы на страже Отечества . Некоторые известные наибы, шейхи и мюриды, прославившиеся в период Кавказской войны 19-го века, наряду с другими приближенными имама Шамиля, являлись представителями тайпа г1ордалой, служивших, как говорится, верой и правдой Имамату горцев. Легендарный Уди-Мулла, а также Байсолтин Malca, Ойшин Акбар, Джаммалтан Алхот и многие другие находились в авангарде борьбы с царской экспансией на Северном Кавказе и, в частности, в Чечне.
Во время Великой Отечественной войны в первый день на фронт ушли около 50 гордалинцев. Многие из них навечно остались на полях сражений. Вечная память им!
Известные гордалинцы. Представители тайпа гордалой, как и представители других чеченских тайпов, оставили яркий след в истории чеченского народа, добиваясь больших успехов в духовной жизни, науке, литературе, спорте, на военном поприще и т.д. Прежде всего, как было отмечено, это такие почитаемые святые (эвлияи), как братья Асандар, Арсакхай, Асанчи, наиб имама Шамиля Шейх Уди-Мулла, Ибрагим-Шейх, Бата-Шейх, алимы Джебархаджи, Кама-Мулла, Чанта-Мулла, Курбан-Али, Амархаса, Окхкхи Чолпа, председатель Мехк-Кхела(Совет Страны) в 19 в., наши современники – заместитель муфтия Чеченской Республики Магомед Хийтанаев, писатели-журналисты Билал Чалаев, Джамалдин Махмаев, Саидбек Дакаев, Хамзат Талхадов; поэт, сатирик, художник Махаш Воздвингов, художник Мохьмад Ясханов, Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев, депутат Парламента Чеченской Республики, меценат Вахарбек (Ахмад) Катаев, заместитель министра по национальной политике, печати и информации Чеченской Республики Лема Гудаев, ректор Чеченского государственного педагогического института Хож-Ахмед Халадов, государственный служащий, майор МВД ЧР в отставке Хусайн (Руслан) Гудаев, ученый, кандидат исторических наук Ваха Асталов; братья Майрбек и Гайрбек Мухтаровы (Алиевы), соответственно мастера спорта СССР по тяжелой атлетике и вольной борьбе и многие другие. Таким образом, гордалинцы завоевали достойное место в созвездии многочисленных чеченских тайпов своим мужеством, патриотизмом, крепким иманом и милосердием.
Из сетевых источников