Шайх Асандар Ибрагимов (1823-1887)
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Свидетельство о болезни ревматизма Асандара Ибрагимова
Акт от 21 августа 1878 года, составленный на Мажакая Асанчиева (в документе ошибочно записан как Мансакай Асанчиев), даёт нам словесный портрет указанного арестанта:
«При освидетельствовании найдено: Мансакай Асанчиев имеет от роду – около тридцати лет, росту – 2 арш. 5 [целых] 2/8 [десятых] верш., волосы на голове – русые, бровях – тоже, глаза – светло-голубые, нос – прямой, рот – умеренный, подбородок – покрыт рыжеватой бородой, лицо – чистое, особые приметы: нет» [32].
Далее в арестантских документах Мажакай Асанчиев проходит уже как житель Мескетинского селения [34]. 28 мая 1879 года Министерство внутренних дел предложило Харьковскому губернатору отправить Мажакая Асанчиева с товарищами по несчастью под надзор полиции в Вятскую губернию [35].
Тобольское губернское правление 31 октября 1881 года составило список из 85 горцев Терской области, высланных в Западную Сибирь за участие в бывшем в 1877 году возмущении, которых предположено возвратить на родину. В этом списке, под номерами 59 и 60 соответственно, значились жители селения Гордали Джамал Имаев и Асандар Ибрагимов [36].
«Открытый лист» на арестанта Асандара Ибрагимова
Перед отправлением домой, 26 ноября 1881 года, Асандар Ибрагимов получил «Открытый лист» за № 24544. Этот документ даёт нам интересные сведения о шайхе, поэтому процитируем его:
«Бывший житель Веденского округа сел. Гордали, а ныне ссыльный Тобольской губернии, Тюкалинского округа, Баженовской волости Асандар Ибрагимов. На счёт казны. Приметы: лета – 58, рост – 2 ар. 6 [целых] 2/8 [десятых] вер. Волосы: на голове, бровях, бороде – тёмно-русые с проседью, глаза – карие, лицо – смуглое, нос – большой, рот и подбородок – умеренные, особые приметы: во рту одного зуба нет. По чьему распоряжению и по какой причине пересылается: по распоряжению Его Императорского Высочества Наместника Кавказского, изложенного в указе Тобольского губернского правления от 31 октября 1881 г., за № 7176, в распоряжение Терского областного правления, как подлежащий возвращению на родину. Как должен препровождаться, т.е. закованным или без оков – без оков.
За помощника (подпись). Секретарь (подпись). Сверил (подпись).
№ 24544, 26 ноября 1881 г., (круглая гербовая печать)» [37].
За помощника (подпись). Секретарь (подпись). Сверил (подпись).
№ 24544, 26 ноября 1881 г., (круглая гербовая печать)» [37].
«Открытый лист» на арестанта Асандара Ибрагимова
Асандар Ибрагимов, вместе с 60-летним арестантом Мударом Хуторовым из Ногай-Мирзин-Юрта, отбывавшим срок наказания в Драгунской волости Тюкалинского округа Тобольской губернии, 27 ноября 1881 года был передан смотрителю Тюкалинского тюремного замка, для отправления этапным порядком в первой отходящей арестантской партии [38].
По пути домой в городе Пермь, шайх прошёл осмотр врача и получил Свидетельство № 8 со следующим содержанием:
«Дано мною сие свидетельство пересыльному арестанту Асендеру Ибрагимову – 60 лет, в том, что он по старческой слабости следовать пешком в партии до назначенного ему места жительства не может. Что и удостоверяю своим подписом, с приложением именной своей печати, 12 января 1882 года, г. Пермь. Врач, заведывающий Пермским пересыльным замком (подпись). (Внизу поставлена сургучная печать с инициалами и фамилией Бажанова)» [39].
Свидетельство о состоянии здоровья Асандара Ибрагимова
Следующее врачебное свидетельство № 176 гласит:
«Дано сие арестанту пересыльного замка Асандару Ибрагимову в том, что он следовать пешком не может по случаю болезни ревматизма. 19 февраля месяца 1882 года. Врач больницы (подпись)» [40].
Свидетельство о болезни ревматизма Асандара Ибрагимова
Уже 21 апреля 1882 года за № 2215 Канцелярия пишет исправляющему должность Владикавказского полицмейстера: «Канцелярия г. Начальника области имеет честь просить распоряжения Вашего Высокоблагородия, об отправлении прибывших из ссылки и содержащихся на Владикавказской гауптвахте горцев, именно: Асандара Ибрагимова, Таймасхана Бикеева, Мудара Хуторова, Висахана Музаева и Висангирея Висакаева, первых двух в сел. Ведено, а последних трёх - в гор. Грозный, в распоряжение тамошних окружных начальников» [41].
В результате пятилетней ссылки в холодную Сибирь, под влиянием непривычного для кавказцев северного климата, здоровье шайха Асандара Ибрагимова окончательно было подорвано. Это видно даже из приведённых выше врачебных справок. По прибытии домой он всё время жаловался на здоровье и прожил всего пять лет. Скончался в 1304 году Хиджры (1887 г.). Зиярат шайха Асандара находится на кладбище в Бас-Гордали. В 1323 году Хиджры (1905 г.) скончался его старший брат – праведник Асанча Ибрагимов. Он был похоронен на кладбище с. Гордали. Последним из братьев в 1326 году Хиджры (1908 г.) ушёл из жизни Арсаки Ибрагимов. Он покоится рядом с шайхом Асандаром, в его зиярте.
После возвращения из ссылки, шайх Асандар завещал своим сыновьям переселиться в мусульманскую Османскую империю, что те и сделали на рубеже ХIХ-ХХ веков. Из них сын Абубакар вскоре вернулся домой, с намерением отвезти своего племянника, который остался в Чечне. Но по прибытии на Родину, Абубакар Асандаров скоропостижно скончался в 1327 году Хиджры (1909 г.) и похоронен в Бас-Гордали, недалеко от зиярта своего отца. Сегодня потомки шайха Асандара Ибрагимова проживают в Королевстве Иордания и носят фамилию Асендер. Также, часть из них осталась в Чечне.
Изучение и последующее освещение исторических сведений о тех людях, которые в прошлом долгие годы влияли, как сейчас принято говорить, на общественное мнение и, по сути, формировали национальное самосознание нашего народа, является важнейшей составной частью становления и развития идеологической основы чеченцев. Возможно, кому-то покажется излишней акцентированность статей подобного рода на некоторых деталях, к примеру, частной жизни и происхождению героев публикаций. Но, во-первых, эти детали, в полной мере, могут быть понятны только тем, кто воспитывался и рос в условиях системы общественного и идеологического устройства чеченского общества и, если угодно, тем, кто в силу своих притязаний и интересов, стремится изучить эти системы. А такие публикации как раз и предназначены для тех, кто пытается в деталях разобраться в хитросплетениях исторических взаимоотношений чеченского общества и Российского государства.
Во-вторых, многие политические катаклизмы в нашей истории возникали и приобретали крайне трагические оттенки именно по причине нежелания и неспособности вникнуть в основы стремлений своего политического визави или же, попросту, чванливого высокомерия по отношению к нему.
Развитие гражданской позиции каждого члена общества, направленное на укрепление патриотизма не только в отношении своего отдельно взятого этноса или региона, а в отношении всей страны – просто необходимо в многонациональном государстве. А это возможно только при условии, что мировоззрение, нравственные и моральные ценности, жизненные приоритеты каждого этноса страны будут понятны и приемлемы для всех остальных. В этом нам поможет только тщательное и детальное изучение каждой страницы истории. Более того, это крайне необходимо для самих малочисленных народов, в силу того, что их развитие сопряжено с многочисленными историческими обидами, ошибками и неверными выборами ориентиров развития. К тому же, стремления национальных и духовных лидеров народа не всегда находили понимание в чиновничьих кругах, стремящихся адаптировать население к условиям государственного подданства, и это рождало ответную агрессию. Задача государственных институтов, формирующих идеологические основы общества, должна быть сосредоточена на поиске и пропаганде позитивных начал и стремлений, провозглашённых народными лидерами прошлого и, к великому сожалению, очень часто предвзято и неверно понятых.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск IV. Тифлис, 1870. Ив. Попов. Ичкерия. С. 20;
2.Родословную предоставили Али Асендер (Иордания), Арби Илесов и Мурад Насуханов (Нижний-Нойбёр, Чечня);
3.Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (далее – ЦГА РСО-А), ф. 11, оп. 52, д. 2, л. 296 об. – 297;
4.Посемейные списки жителей Ичкеринского округа (составлены 15 марта 1867 года). Нальчик, 2010. С. 683;
5.ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 440, л. 94;
6.ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 52, д. 2, л. 296 об. – 297;
7.Российский государственный военно-исторический архив (далее – РГВИА), ф. 14719, оп. 3, д. 756, л. 18;
8.Центральный государственный исторический архив Грузии (далее – ЦГИАГ), ф. 545, оп. 1, д. 535, л. 5 с об;
9.ЦГИАГ, ф. 545, оп. 1, д. 535, л. 5 об;
10.ЦГИАГ, ф. 545, оп. 1, д. 535, л. 11;
11.ЦГИАГ, ф. 545, оп. 1, д. 535, л. 5 с об, 6, 11 об, 12 с об;
12.ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 303, л. 9 об;
13.Материалы для описания Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре. Том VI, ч. I. Составлен в Военно-Историческом отделе при Штабе Кавказского военного округа подполковником Томкеевым. Тифлис, 1910. С. 18;
14. Материалы для описания Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре. Том VI, ч. I., Тифлис, 1910. С. 19;
15. Материалы для описания Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре. Том VI, ч. I., Тифлис, 1910. Приложение 11, С. 76;
16. Материалы для описания Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре. Том VI, ч. I., Тифлис, 1910. Приложение 11, С. 76-77;
17. Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее – ЦГАРД), ф. 133, оп. 2, д. 1, л. 5. Копия перевода арабских записок Беноевского муллы Раасу Гойтукаева об имаме Алибеке-Хаджи – руководителе восстания горцев 1877-1878 гг.;
18. Материалы для описания Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре. Том VI, ч. I., Тифлис, 1910. Приложение 11, С. 78;
19. Архивный вестник. Вып. 6 от 2019 г. С. 78;
20. ЦГА РСО-А, ф. 55, оп. 1, д. 160, том 1, л. 74 с об; АУП ЧР, ф. 236, оп. 7, д. 21, л. 109-110;
21. Архивное управление Правительства Чеченской Республики (далее – АУП ЧР), ф. 236, оп. 2, д. 86, л. 47;
22. АУП ЧР, ф. 236, оп. 2, д. 86, л. 49;
23. АУП ЧР, ф. 236, оп. 2, д. 86, л. 30, 72;
24. ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 19, д. 442, л. 43 об, 56 об;
25. Центральный архив Нижегородской области, ф. 5, оп. 48, д. 8575, л. 72, 78;
26. ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 19, д. 442, л. 43 об;
27. Государственный архив в городе Тобольске, ф. И-330, оп. 1, д. 83, л. 59 об, 71 об;
28. ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 19, д. 450, л. 179; Государственный архив в городе Тобольске, ф. И-330, оп. 1, д. 83, л. 21 с об, 22, 23, 91;
29. ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 19, д. 450, л. 179; Государственный архив в городе Тобольске, ф. И-330, оп. 1, д. 83, л. 48, 63;
30. АУП ЧР, ф. 236, оп. 2, д. 89, л. 4-5, 14-15;
31. АУП ЧР, ф. 236, оп. 2, д. 89, л. 32, 54;
32. ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 19, д. 450, л. 109;
33. ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 19, д. 450, л. 110 с об, 111;
34. ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 308, л. 7 об, 66 об, 69, 75, 79;
35. ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 308, л. 106 об; АУП ЧР, ф. 236, оп. 2, д. 89, л. 72;
36. ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 440, л. 24 об; ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 19, д. 450, л. 179;
37. ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 440, л. 94;
38. ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 440, л. 92;
39. ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 440, л. 95;
40. ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 440, л. 96;
41. ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 440, л. 104.
Адам Духаев
Вернуться в начало
Комментариев 1