Гордали в "Сборнике сведений о кавказских горцах" (И. Попов. 1869 год).
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Извлечение из "Ичкерия. (Историко - топографический очерк)". Ив. Попов Октябрь 1869 г. Укр. Ведень Из «Сборника сведений о кавказских горцах». Тбилиси, 1870. Вып. IV. С. 579–599:
Ичкериею называется часть гористого пространства Терской области между округами – с. С.Чеченским, с. В.Нагорным, с Ю. Андийским (Дагестанской области), с ЮЗ. и З. Аргунским.
Естественные границы Ичкерии составляют: с С. плоскость Чечни (здесь считается границею хребет Малх-Басса, идущий перпендикулярно к Хулхулаускому ущелью), с В. река Аксай, с Ю. Андийский хребет, с З. хребет гор, составляющий левую сторону Бассовского ущелья, и гора Пешхой-лам, подходящая к р. Шаро-Аргуну.
Ичкерия покрыта горами довольно значительной высоты, поросшими большею частию весьма густым лесом. С юга на север по ней протекают реки: Басс, Хулхулау, Гудермес и Аксай. Последний составляет границу с Нагорным округом. Между притоками, как более значительный по величине, следует назвать Аржин-Эхк (Черная Балка), впадающий в Хулхулау с левой стороны. Его начало – балка Мушин-чу, в горе Бехин-лам, в Чаберлое Аргунского округа. Все эти реки – с каменистым руслом и имеют характер горных протоков: мелки, но чрезвычайно быстры; во время же сильных дождей опасны для переправы.
Пространство Ичкерии не определено, но площадь ее можно полагать приблизительно до 1 000 квадр. верст, заселенных 40 аулами, в которых, по камеральному описанию 1868 г., считается за 12 тыс. душ обоего пола, разделенных на два наибства (участка): Веденское и Даргинское.
Наибство Даргинское (28 аулов).
Коренных обитателей наибства этого составляют десять фамилий: Цонтароевская, Эйты-калинская, Эно-калинская, Ялхой-мохковская, Ширды-мохковская, Курчалинская, Белгатоевская, Гордалинская, Шуанинская и Аллероевская. Из них Цонтароевская считает себя древнее других.
Аулы:
- 1. Цонтари – выходцы из аула Нашахэ. Первый из них, имя которого было Сунтар, основал Цонтароевский аул лет 700 тому назад. Цонтари расположен при притоке р. Аксая, на горе, по соседству с которой, на юг, находится гора Кеттеш-Корт. Гора эта, по преданию ичкеринцев, служила сборным пунктом людей от всех обществ, для установления адата – обычая, вызванного стремлением первых здешних обитателей к социальной жизни.
- 2. Тезин-кале – Цонтароевской фамилии, при р. Гудермесе. Аул этот основан, лет 500 назад, пе1 Ичкеринец считает за хороший признак, если ласточка вьет гнездо в его сакле. Образовано переселенцем из Цонтари, Тези; кале, т. е. кэлли – хутор. Ныне хутор называется – котар.
- 3. Гезин-чу. Гези – выходец из Кабарды, поселился при р. Гудермесе, в глубине балки, т. е. в середине ее. Середина – чу. Аул этот принял Цонтароевскую фамилию по тому обстоятельству, что Гези, прибыв в Ичкерию, просил покровительство себе у Сунтара, пользовавшегося большим уважением. Следовательно, аул Гезин-чу современен аулу Цонтари.
- 4. Нажи – Цонтароевской фамилии. Несколько человек из аула Цонтари, назад тому лет 50, пришли к р. Гудермесу, на место, которое было заросшее дубняком, вырубили его и основали аул. Дуб – наж.
- 5. Эйты-кале – расположен при р. Гудермесе. Эйты – имя человека, основавшего хутор лет 600 тому назад и вышедшего в Ичкерию из аула Нашахэ. Кэлли, на языке прежних обитателей Ичкерии, означает – хутор.
- 6. Ачаришки – Эйты-калинской фамилии. Аул этот, лежащий при р. Гудермесе, заселяют выходцы из аула Эйты-кале. Ачаришки – место солончаков; прежде оно называлось Ачарыш – сырое соленое место. В настоящее время на языке ичкеринцев: соленое – дюрин.
- 7. Эно-кале – при р. Гудермесе. Эно – выходец из Нашахэ, основавший здесь хутор лет 600 тому назад. Кэлли – хутор.
- 8. Куренбей – Эно-калинской фамилии, расположен при р. Гудермесе. Основавшие аул этот лет 40 назад, не более, – переселенцы из Эно-кале.
- Разыскивая место для устройства нового удобного поселения, один из энокалинцев нашел в лесу поляну, представлявшую все требуемые условия к образованию небольшого поселка. Несколько человек поселились здесь и дали настоящее название новому аулу потому, что поляна, на которой они
- поселились, была в лесу, занятом семействами ястребов. Ястреб – кюри; бен – гнездо.
- 9. Ялхой-мохк – при притоке р. Гудермеса. Люди, основавшие аул этот, лет 500 назад тому, – выходцы из аула Нашахэ. Они были чрезвычайно бедны, имея единственное средство к существованию – заработок; их услугами пользовались более зажиточные землевладельцы. Ялхой – работник; мохк – земля.
- 10. Ширды-мохк – при притоке р. Гудермеса. Ширды – имя человека, вышедшего из Нашахэ лет 500 тому назад. Он поселился на свободной земле – мохк, основав, таким образом, хутор, который впоследствии получил название аула.
- 11. Курчали (верхний) – два брата, вышедшие из Нашахэ, сначала поселились в Чаберлое Аргунского округа; потом, лет 600 назад, они вышли в Ичкерию, пришли в аул Цонтари и, явясь к Вису Тенаеву, просили покровительства его, как человека сильного по положению в обществе. Вису принял их и указал им место, где ныне, при притоке р. Гудермеса, расположен целый аул. Братья, пользовавшиеся покровительством Вису, имели красавицу сестру, Чилли, девушку весьма гордую и разборчивую в женихах: она многим отказывала, не находя человека, который мог бы ей понравиться. Молодежь, возвращаясь от красавицы, всегда отвечала на вопрос: где вы были? – у кур Чилли. Кур – гордый; Чилли – собственное имя.
- 12. Курчали (средний) – при притоке р. Гудермеса; название притока Кайчи-хи – белая вода.
- 13. Курчали (нижний) – при притоке р. Гудермеса. Оба аула эти Курчалинской фамилии. С приращением народонаселения, они расселились из
- Верхнего Курчали. Нижний Курчали – родина шейха Бэрсана; здесь же и могила его, весьма чтимая народом.
- 14. Белгатой – водою пользуется из родников, впадающих в р. Аксай. Место, где ныне аул,было свободным и удобным местом для работ. Идя туда на работы из окрестных аулов, жители разных фамилий, извещая друг друга о времени сбора, всегда кричали: белхи говай – идем на работу! Белхи – работа; говай – идем. Аул Белхи-говай получил настоящее свое название – Белгатой – уже впоследствии.
- Белгатоевская фамилия ведет свой род от Персыка, который имел сына Сусика, Сусик – Сослана, Сослан – Сулима, Сулим – Хоура, первого выходца в Ичкерию из аула Нашахэ; Хоур – Хасая, основавшего аул Белгатой.
- Сын Хасая – Арсан 1, Арсана– Бугалов 1, Бугалова – Арсан 2, Арсана– Бугалов 2, Бугалова – Сатлак, Сатлака – Сеты, Сеты – Бугалов 3, Бугалова – Арсан 3, Арсана – Асанчи, Асанчи– Хасан, Хасана – Арсамбек, Арсамбека – Белакай, Белакая – Бешиль (умерший в 140 лет), Бешиля??– Чабай, Чабая – Ыха, Ыхи – Автурхан, который, живя в настоящее время, имеет трех жен, прижив с ними 17 детей. Следовательно, после Хоура, аул Белгатой готовится сменить 17-е поколение.
- Близ аула этого есть два кургана: Стелла и Ерда; курганам этим, как говорят белгатоевцы, народ когда-то поклонялся.
- 15. Дарго или Дарга вэдэна – Белгатоевской фамилии – при р. Аксае. Переселенцы из аула Белгатоя, заняв поляну, окруженную со всех сторон горами, назвали аул свой Дарга, от кумыкского слова: дара – ущелье. Аул этот основан лет 70 тому назад.
- 16. Ахкин барз – Белгатоевской фамилии – при р. Гудермесе.
- Предание, по поводу основания этого аула, См. предание аула Эрсеной. говорит следующее: три белгатоевца, Хунка, Ирисхан и Шами, место с курганом, где ныне аул, купили за 300 монет у маюртуповцев Чеченского округа, так как оно принадлежало когда-то этим последним. Поводом к покупке этой был слух, что в кургане том (курган – барз) зарыто богатство, которым хотели воспользоваться купившие его; но курган был ископан (копать – ахка, ископан – ахкины) еще маюртуповцами. Новые хозяева, хотя и принялись за ту же работу, но кроме четок, конских удил и т. п. мелких вещей, ничего не нашли. Тем не менее, приобретя курган покупкою, они поселились близ него, назвав свой поселок, а впоследствии аул: Ахкин-барз – ископанный курган. На курган этот указывают и теперь.
- 17. Гордали – при р. Аксае. Основавший аул этот был некто Гордал, вышедший в Ичкерию из Нашахэ, лет 500 тому назад.
- 18. Хашки-мохк – Гордалинской фамилии – при р. Гудермесе. Назад тому лет 50, несколько человек переселились из аула Гордали на землю, заросшую садами алычи и, вырубив деревья, образовали там поселение, названное харсин хачиш – алычовое. Впоследствии название это изменено в хашки;
- мохк – земля.
- 19. Шуани (большие) – при притоке р. Гудермеса. Основавший аул этот, лет 500 тому назад, был некто Шуан, выходец из аула Нашахэ.
- 20. Шуани (малые) – Шуанинской фамилии – при притоке р. Аксая. На местности, где ныне аул, лет 50 тому назад, поселился житель Больших Шуани, Магомат, образовав поселок из беглых и пленных казаков и солдат. Последние (пленные) попадались к Магомату, как человеку, делавшему часто набеги с небольшими партиями товарищей в окрестности наших поселений; первые же (беглые), преимущественно солдаты, зная Магомата по слухам за доброго и гостеприимного человека, шли к нему сами, в полной уверенности найти у него приют и защиту – и никогда не ошибались. Магомат, под именем шуанинского, далеко известен в горах. Он жив еще и теперь; старик – весьма бодрый.
- 21. Аллерой – при р. Аксае. Вышедший из аула Нашахэ в Ичкерию, некто Аллериш, основал этот аул лет 600 тому назад.
- 22. Мескеты – Аллероевской фамилии – при р.Аксае. Переселенцы из Аллероя основали настоящий аул лет 200 тому назад. Поводом к названию Мескеты послужило следующее обстоятельство. На месте, где ныне аул, был большой лес, в котором весьма много водилось диких коз и оленей. Жители аула Аллероя ходили туда на охоту– как за жизненным продуктом, так и за ремнями, которые там же, на месте, они выделывали из кож убитых зверей, для обуви и других потребностей. Способ очистки кожи от шерсти и ненужных частей состоит в следующем: берут столб, пробивают в нем насквозь дыру, в которую, порезав предварительно на ремни, протягивают кожу от конца и до конца; с одной стороны дыры, при наружной части отверстия, приделан роговой клин или другое орудие, ребром которого при движении кожи счищается шерсть. После этого кожа провяливается. Затем берется ремень и режется на чрезвычайно тонкие ремешки, называемые нитками– тай, для шитья обуви, седел, уздечек и т.п. Для ровной, правильной порезки кожи на нитки, прибегают к такому средству: тонкая плоская палочка (толщиною менее пальца, длиною вершков 6–7), зазубренная посередине так, что ремень, упираясь одною стороною в зазубрину, а с другой – в лезвие острого ножа, протягивается во всю длину, оставляя между зазубриной и ножом нитку произвольной толщины. Ремень и отделяющаяся от него нитка тянутся вместе одним человеком, тогда как другой дает направление и известную толщину требующемуся ремешку. Работа эта производится всегда с помощью другого.
- Приготовленные таким образом, для выделки кож и ремешков, столб и палочка, называются ичкеринцами – мескет. В лесу, где ныне аул, таких столбов и палочек было чрезвычайно много,вследствие чего первые, поселившиеся здесь люди, назвали место своего жительства: Мескет метык (метык – место). (Оленья кожа, по прочности своей, ценится ичкеринцами выше козлиной, хотя эта последняя в отделке может быть гораздо тоньше.)
- 23. Сугунты – Аллероевской фамилии – при р.??Аксае. Жители Сугунты – переселенцы из аула Мескеты, поселившиеся тут лет 60 тому назад.
- До образования еще Сугунты, был один мескетинец Сеги, который, для более удобного переезда жителей чрез балку, где ныне аул этот, построил
- мост – ттай. Впоследствии, несколько мескетинцев поселились близ моста этого, назвав поселок свой: Сегин ттай – мост Сеги. Название это изменено
- потом временем в Сугунты.
- 24. Замай-котар – на правом берегу р. Аксая. Зама, переселенец из аула Мескеты, поселился на настоящем месте хутором, для более удобного хозяйства. Переселение это было назад тому лет 40.
- 25. Исай-юрт – Аллероевской фамилии – при притоке р. Аксая. Исай??– выходец из Аллероя; юрт – аул. Аул этот основан Исаем лет 80 назад.
- 26. Турту-котар – Аллероевской фамилии – при притоке р. Аксая. Турту – из Аллероя, на настоящем месте жительства устроил котар – хутор, лет 30 назад, и поселился в нем, пася баранту. Со временем, к Турту, живому еще старику, присоединились другие и образовался аул, удержав за
- собою название хутора.
- 27. Давлетбий-котар – Аллероевской фамилии – при р. Гудермесе. Давлетбий – переселенец из Аллероя, лет 30 тому назад, поселился хутором на настоящем месте расположения аула, пася баранту.
- 28. Шамхал-берды – Аллероевской фамилии – при р. Аксае. Шамхал (какой – неизвестно), много времени назад, приезжал в аул Аллерой с заявлением аллероевцам приязненных своих отношений. Народ, довольный таким вниманием и зная наперед о времени приезда шамхала, встретил его на берегу Аксая, с полным угощением, по туземному обычаю. Крутой берег, круча – берд. На месте нынешнего Шамхал-берды основали аул, лет 50 тому назад, переселенцы из Аллероя.
***
Восемнадцать человек выходцев, по преданию ичкеринцев, из аула Нашахэ, основали в Ичкерии все названные аулы, более или менее в разное время. Память о первых поселенцах здесь не умрет в народе, так как имена их перешли в потомство в виде фамилий, которые ичкеринцы носят. Но откуда родоначальники эти пришли в Нашахэ? – вопрос, в Ичкерии не разрешимый, хотя, тем не менее, он имеет исторический интерес.
Годы, на которые указывают ичкеринцы, как на время основания аулов, мало заслуживают вероятия; но, устраняя недостаток этот, за отсутствием письменных документов, в этих годах, однако, можно видеть порядок расселения здесь людей впоследствии, когда народ, размножаясь, занимал новые места. Так, судя по времени основания аулов, ичкеринцы имели движение от Аргунского к Кумыкскому округу; переселение же из Ичкерии в позднейшее время, по случаю недостатка земли, было направлено к Чечне.
Комментариев 17