Этническое общество Гордалой (историко - этнографические заметки)
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
<..> Согласно полевому материалу, гордалоевцы пришли из древнего Нашха (прародина нахов. - Прим. авт.) примерно девять веков назад и являются коренными чеченцами, имеющими свою родовую гору - Г1ордалой лам. Гордалой - один из наиболее крупных чеченских тайпов. Гордалоевцы, энгиноевцы, чиччалхой, даттахой считают себя кровнородственными. Подтверждением вышесказанному является то, что у имама мечети с. Энгиной Ножай-юртовского района до сих пор хранится тайповая рукопись (таьптар) с записью о кровном родстве между названными тайпами, сделанной еще в XIX веке.
Тайповое многообразие на территории Чечни - давняя особенность региона. Любой тайп у чеченцев ассоциируется конкретно с селом. Таким образом, духовным центром тайпа Гордалой является село Г1оърдала (Ножай-юртовский район ЧР). Оно расположено в трех км к северу от Ц1оьнтара и шести км к западу от Энгана, на левом берегу реки Яьсси. Жители Г1оьрдала считают себя отдельным этническим обществом и говорят о генетическом родстве с энгенойцами. Что легло в основу этнонима, остается непонятным, но г1орда, г1урда (древневайнахское) - меч, т.е. мече-носцы [1].
Действительно, в ауле Гордали жила большая династия мастеров-умельцев по изготовлению холодного оружия, которая помимо знаменитых шашек и кинжалов изготовляла плоские стальные напильники высокой закалки, имевшие еще по бокам бугорки металлических зубьев. Напильники назывались Г1ордаз (Г1оьрда) по имени того же изготовителя шашки Гурды (Г1оьрда) [2].
В памяти глубоких стариков из тайпа гордалой остались, к сожалению, очень скудные предания об оружейном производстве и мастерах села, ограничивающиеся только лишь констатацией факта о существовании у них оружейного промысла. При этом о знаменитой шашке и мастере говорят без сомнения и с гордостью. Их предания гласят, что мастер, изготовлявший знаменитые на всем Кавказе клинки, был в ауле последим из некогда большой оружейной династии. Он один знал секреты их изготовления, перешедшие к нему от предков. С его внезапной смертью была утрачена технология изготовления Гурды. Гордалинцы считают, что последний мастер жил и работал в 19 веке. По их мнению, имя оружейника было Горда (Г1оьрда) - соответственно названию тайпа. Примечательно и то, что гордалоевские старики шашку называют не Гурда, а Горда (Г1оьрда).
Термины Гурда, Г1урда, Гурду, Г1ор да, Г1оьрда, г1оьрдалой имеют разные смысловые значения. Их произносят с различными ударениями и интонацией. Наряду с ними Ц1ийна да, Кхела да, Ц1ера да, Ц1ийна (Ц1е) нана, Мехка да, дай - владелец, отец очага; владелец судьбы; владелец, хозяин огня; мать очага; владелец, владельцы края - относятся к древним вайнахским словам и именам [3]. По мнению лингвиста А. Вагапова, производной основой слов: г1оьрдала (аул); г1оьрдалой (название тайпа); г1оьрда (меч, шашка) - является г1оьрда, семантика которого затемнена. Предположительно, оно может быть однокоренным с другими чеченскими словами - г1ора (сила, мощь); г1аг1 (кольчуга, как средство боевой защиты) и г1а (лист, листва). Ученый С. Умаров считает, что Г1оьрда происходит от слова «г1а» (защита, защитник, опора, прикрытие). Производные от «г1а» слова: г1о - защита, поддержка, подмога; г1ора (г1оралла) - сила, мощь; г1ора да - владелец мощи; г1арол- защитник и стражник; г1аролла - защита и стража; г1аж - палка как орудие защиты; г1ап - крепостное сооружение защитно-оборонительного значения; г1ала - укреплённое поселение или башня с защитно-оборонными функциями; г1аг1 — кольчуга как средство боевой защиты; г1ама - клинок (шашка); г1оьр- да - меч; г1оьрдалой — меченосцы и т.д. Слово «г1а» двузначно. Его второе значение - лист и листва. Но и в этом значении оно воспринималось первоначально как название средства защиты и прикрытия лиственных растений от природных стихий (в первую очередь от зноя и жары) [4].
В произведениях русского писателя Л. Н. Толстого, близкого кунака чеченца Садо Мисирбиева из древнего чеченского тайпа Элистанжой [5], аул Гордали имеет название Гурдали, соответственно шашке Гурда. В свою бытность в Чечне он, как никто другой, доподлинно узнал историю края. Он зачастую из первых уст слышал о центрах оружейного производства, о мастерах оружейниках, воочию видел и знал чеченское оружие, не жалел денег на приобретение его. Перед написанием знаменитой повести «Хаджи-Мурат» Толстой изучил практически всю литературу, по-священную Кавказу. Об этом пишут биографы писателя, это доказывает его творчество. Немало произведений Толстой написал в Чечне. Они отражают реальные исторические события, происходившие на ее территории, повествуют о нравах, обычаях народа, его культуре, предметах национального быта и вооружения. Рассказы «Набег», «Рубка леса», дневниковые записи писателя (1851-1854 гг.), его походы под предводительством князя Барятинского, участие в боях на реке Мичик и в ауле Гордали, безусловно, свидетельствуют о компетентности Толстого:
«.25-го (февраль 1852 года) выступление из крепости Грозная, лагерь у разоренного аула Устар-Гордой»;
«.в виду упорного сопротивления горцев князь Барятинский послал приказание полковнику Бакланову выступить к нему навстречу через реку Гонсаул к аулу Гурдали. Колонна эта. на рассвете спустились в долину Мичика и, быстро перейдя через эту реку, почти без боя заняла аул Гурдали.»;
«.21 февраля (1853 год) были уничтожены Гурдали и Мазлагаш...».
При этом обращает на себя внимание то, что аул Гордали у Л. Н. Толстого имеет название Гурдали, соответственно шашке Гурда. Аналогичное название аула мы встречаем и в материалах архива 20-й артиллерийской бригады, в составе которой Л. Н. Толстой принимал участие в военных действиях против горцев [6], и в трудах А. П. Берже [7]. <..>
Согласно полевому материалу, тайп Гордалой делится на следующие некъе и гары (сегменты тайпа): Оккхин некъе, Буч1ин некъе, Песин некъе, 1аьжгин некъе, Доьвлин некъе, Бугин некъе, Х1уцин некъе, Этин некъе, Ирбаьхьин некъе, Басхой (возможно, ч1абирлойский элемент), Бох1ин некье, Ма1син некье, Маммин некье, Мисин некье, Мочин некье, Шемин некье, Саьлмирзин некье, Хакин некье, Гуьржин некье, Г1удин некье, Дасай некье, Джабай некье и входит в тукхум Нохчмахкахой (Страна чеченцев), являющимися нациобразующим этническим обществом.
Гордалинец У-А. Н. Аткаев сообщает, что его сородичи имели земли не только в горной части Чечни, но и на равнине. В районе нынешнего села Мелчхи (Исти-Су) Гудермесского района, на северном склоне Качкалыкского хребта (чеч. Г1ачалкха дукъ) располагалось одноименное селение гордалинцев. До сталинской депортации вайнахов в 1944 году на южном склоне Качкалыкского хребта, на берегу речки Мичик, на окраине современного села Бачи-Юрт располагалось также село Гордали- Юрт. Оба вышеуказанных селения царскими колонизаторами в XIX веке были несколько раз сожжены. Их жители, согласно «Хронологии истории Чечено-Ингушетии», составленной писателем, историком Абузаром Айдамировым, оказывали яростное сопротивление российским войскам в 1785, 1819, 1821, 1852 и 1854 годах. <..>
Одновременно беженцами из Гордали строились аулы как в непосредственной от него близости, так и в различных других отдаленных местах (Шалинском, Гудермесском, Ножай-юртовском, Грозненском районах) преимущественно под тем же названием: Гордали, Устаргардой-аул [9] (Аргун), Гордал-юрт, Баса-Гордала, Новые Гордали, Хьашта-Мохк, а также и Бердыкель [10].
По мнению А. Сулейманова, в основу названия Устаргардой-аул, вероятно, легло уста, устар - мастер, оружейник и г1оьр да (г1урда) - название особого клинка. Устарг1ардой - мастера- оружейники, кующие особой марки клинки г1оьрда (г1урда)». Уста (тюрк.). Название Устаргордой-аул могло быть дано кумыками, проживающими по соседству. Таким образом, гордалинцы широко расселились в горных и равнинных населенных пунктах Чечни и в Ингушетии в селении Пседах (каб. живая вода. - Прим. авт.), где гордалинцы носят фамилию Гардалоевы.
Основателями ряда населенных пунктов, входящих ныне в состав современного Гудермесского района, являлись в прошлом именно выходцы из тайпа Гордалой. Это такие населенные пункты, как Исти-Су (Мелчхи - теплая вода. - Прим. авт.), Умахан-Юрт (Кундухово). В те далекие времена не существовало даже аула Гуьмсе (Гудермес). Здесь, по рассказам стариков, на склоне, где расположен сегодня этот аул, на берегу реки Гумса примерно 300 лет назад стояло чеченское укрепление Гордали, где жили представители разных тайпов и этносов, но в основном гордалинцы. Эти и другие сказания, предания косвенно подтверждаются наличием в указанном месте старого, заброшенного кладбища, называемого в народе «Г1ордалойн кешнаш» (кладбище гордалинцев. - Прим. авт.), - рассказал У-А. Н. Аткаев.
Со второй половины XVIII века на территории современного Гудермесского района проживало, как и в наши дни, много гордалинцев. И естественно, что часть земель здесь принадлежала именно им. Сегодня из 21 села, входящего в состав Гудермесского района, нет такого, в котором не проживали бы представители этого тайпа.
Гордалинцы глубоко почитали эвлияа, Великого гуманиста Кунта-Хаджи Кишиева, так же, как и всех других святых. До переезда в Исти-Су его предки жили в Гордали. С начала XIXвека в Исти-Су в основном проживали гордалинцы. Дедушка эвлияа Кунта-Хаджи Шовхал был похоронен здесь же в селе. На Гордалинском хребте также похоронены эвлияи, три брата - гордалинцы - Асандар, Арскъи, Асанчи. Из них у двух первых имеются зияраты (мавзолеи) в Бас-Г1оьрдала. Третий, Асанчи, похоронен в с. Гордали без зиярата, так как перед смертью он просил не воздвигать его в свою честь (араб. хьурмат). После смерти эвлияев многие их потомки переселились в Иорданию и в данное время проживают там. Остальная часть их родственной ветви сегодня проживает в селении Бердыкель Грозненского района и селе Нойбер Гудермесского района Чеченской Республики.
Некоторые известные наибы, шейхи и мюриды, прославившиеся в период Кавказской войны XIX века, наряду с другими приближенными имама Шамиля, являлись представителями тайпа г1ордалой, служивших верой и правдой «Имамату» горцев. Легендарный Уди-Мулла, а также Байсолтин Malca, Ойшин Акбар, Джаммалтан Алхот и многие другие находились в авангарде борьбы с царской экспансией на Северном Кавказе, и в частности, в Чечне. Они же, наряду с другими известными личностями Чечни и Дагестана, являлись видными участниками Мехкан-Кхеташо (Совета страны), который собирался на знаменитой горе Кхеташ-Корта на окраине селений Гордали и Центорой, где в 1840 году имамом Чечни и Дагестана был избран аварец Шамиль Гимринский, вытесненный дагестанцами и поддержанный чеченцами, как говорится, на свою голову.
Представители тайпа гордалой, как и представители других чеченских тайпов, оставили яркий след в истории чеченского народа, добиваясь больших успехов в духовной жизни, науке, литературе, спорте, на военном поприще и т.д. Прежде всего, как было отмечено, это такие почитаемые священнослужители, как братья Асандар, Арсакхай, Асанчи, наиб Имама Шамиля Уди-Мулла Шейх, Ибрагим-Шейх, Бата-Шейх, алимы Джебархаджи, Кама-Мулла, Чанта-Мулла, Курбан-Али, Амархаса, заместитель муфтия Чеченской Республики Магомед Хийтанаев, писатели-журналисты Билал Чалаев, Джамалдин Махмаев, Саидбек Дакаев, Хамзат Талхадов; поэт, сатирик, художник Махаш Воздинго, художник Мохмат Ясханов, Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев, депутат Парламента Чеченской Республики, меценат Вахарбек (Ахмад) Катаев, заместитель министра по национальной политике, печати и информации Чеченской Республики Лема Гудаев, ректор Чеченского государственного университета Заурбек Саидов, ректор Чеченского государственного педагогического института Хож-Ахмед Халадов, государственный служащий, майор МВД ЧР в отставке Хусайн (Руслан) Гудаев, ученый, кандидат исторических наук Ваха Асталов; братья Майрбек и Гайрбек Мухтаровы (Алиевы), соответственно мастера спорта СССР по тяжелой атлетике и вольной борьбе.
Следует отметить боевые заслуги Себира Есаева, Цабатано Элирсхаева, Тама Гайгинова, Ибрагима Кадырова, Исхака Салатаева, Закрей Айдаева, лучших сынов Отечества, воевавших на стороне «Белого Царя», служивших в составе чеченского конноиррегулярного полка в ходе русско-турецкой войны (1877 г.). Таким образом, гордалинцы завоевали достойное место в созвездии многочисленных чеченских тайпов своим мужеством, патриотизмом, крепким иманом и милосердием.
Использованные источники и литература:
1.Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. Грозный, 2006. С. 313.
2.Юсупов Азим. Клинки чеченских мастеров // Грозненский рабочий. 1998. Июль.
3.Асхабов И. Чеченское оружие. М., 2001. С. 67.
4.Там же. С. 72.
5.Гарсаев Л. М. Мужской костюм и воинское снаряжение чеченцев и ингушей XIX-нач. XX вв. Саратов, 2014. С. 30.
6.Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 46. М., 1937. С. 373, 374, 416 (из книги Асхабова И. Чеченское оружие. М., 2001. С. 69-70).
7.Берже А. П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1895. С. 29.
8.Айдамиров А. А. Хронология истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1991. С. 36-64.
9.Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. Грозный, 2006. С. 174.
10.Гарсаев Л.М. Об основании, тайповом составе и топонимии села Бердыкель // Вестник Чеченского государственного университета. 2014. Вып. 2. С. 97
Источник: Л. М. Гарсаев, А. М. Гарасаев, Т. С. Шаипова, М. М. Гарсаева (г Грозный, Россия)
Генеалогия народов Кавказа традиции и современность
Выпуск VII. Владикавказ 2015 ББК 63.214(531)
Комментариев 3