Поэт Саид-Бек Дакаев
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Саид-Бек Дакаев – Тейп: Гордалой. Саид-Бек представитель четвертого поколения чеченских писателей, поколения, вышедшего на литературную арену в семидесятые-восьмидесятые годы ХХ столетия. О них так писал литературовед, кандидат филологических наук К. Гайтукаев: «К концу семидесятых – началу восьмидесятых годов резко расширяется круг новых имен в поэзии и прозе. Их произведения публикуются в республиканских, районных газетах, альманахах, объединенных и отдельных сборниках. У многих из них уже есть свои особенности, позволяющие объединить их не только по возрасту и времени появления имен в печати: круг проблем их творчества в значительно большей мере, чем творчество старшего и даже среднего поколения, связан с современностью. В лучших произведениях молодых на хорошем профессиональном уровне исследуется внутренний мир современника, как правило, сверстника автора».
Это поколение отличается от других еще и тем, что многие из молодых так и не успели ни громко заявить о себе, ни внести сколько-нибудь весомого вклада в литературу, ни оставить в ней заметного следа, ни получить широкого признания людей, хотя и поэтические задатки, и природный дар их позволяли надеяться на хорошее литературное будущее. Некоторые из них успели даже выпустить по одной-две книжки стихов, другие еще только планировали сделать это, когда общественно-политические катаклизмы, происшедшие в стране в 1991–2001 годах, надолго прервали их творческие поиски, задержали взлет их талантов, наступили на горло их многообещающей музе, как в свое время (23 февраля 1944 года) их старшим товарищам.
Одним из этих невинных поэтических жертв процессов последнего и предыдущего времени в Чечне и является поэт Саид-Бек Дакаев, творчество которого хорошо знаю и многие стихи которого искренне радуют меня. Ему исполнилось пятьдесят восемь лет. Жизненный и творческий путь его был довольно-таки спокойным, ровным, без резких взлетов и падений, хотя человек он очень смелый, импульсивный, не терпящий унижения чести и достоинства, несправедливости, насилия и зла. Ни над людьми, ни над природой, ни над собой. Он весь в словах стихотворения «Почему?»:
Человек, ты вступил беззащитным ребенком
В этот мир, о защите безмолвно моля,
И вскормила, чтоб радовал голосом звонким,
Своей грудью тебя наша мама-земля.
Как мечтала она, что ты вырастешь добрым…
Почему же злом платишь ей ночью и днем?
Почему, оставляя другого бездомным,
Землю бомбами рвешь и сжигаешь огнем?
Почему затмеваешь ты солнце дымами?
В чем виновны осина и грач, и олень?
Хватит! Гнев укроти, чтоб ребенку и маме
Снились мирные сны встречал мирный день.
В этом было кредо поэта, его жизненная позиция, потому что он был таким человеком, о котором великий Н.М. Карамзин писал в свое время в статье: «Что нужно автору?»: «Говорят, что автору нужны таланты и знания, острый, проницательный разум, живое воображение. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорить нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизни; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя» (Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. Л., 1984. С. 60–61).
Член Союза писателей России и Чечни Саид-Бек Дакаев родился в 1951 году в с. Сумное Соколовского района Северо-Казахстанской области, куда были выселены его родители в трагическом сорок четвертом. В школу пошел уже на родине отцов в с. Гордали Ножай-Юртовского района. Вскоре переехал в г. Аргун в поисках работы, где и живет сейчас. Школу закончил уже здесь. После этого окончил филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета. Работал и в школе, и на одном из заводов молодого города Аргун, а до самого распада СССР был машинистом теплоагрегатов Аргунского отделения «Сельхозтехники», преподавателем профессионально-технического училища №29, оператором в системе связи, а в девяностые годы ХХ века работал журналистом на чеченском телевидении. Как видим, жизненный опыт накопил большой.
Писать стихи Саид-Бек Дакаев начал еще в школе. Они печатались вначале на страницах шалинской районной газеты «Знамя коммунизма», позже – в республиканской газете «Ленинский путь», альманахе «Орга». Большие подборки стихов поэта были опубликованы в коллективных сборниках произведений молодых литераторов Чечни: «По зову молодости» (1976), «Утренние голоса» (1981), «Напевы Родины» (1985), «Крылатая высь» (1988), «У подножья лет» (1989). И, наконец, произведения С.-Б. Дакаева вошли в фундаментальную «Антологию чеченской поэзии» (М., 2003).
В 1981 году вышел первый авторский сборник стихов С.-Б. Дакаева «Негасимое пламя сердец», что свидетельствовало о возмужании дара поэта, а в 2005 году – вторая книжка стихотворений и поэм «Сердце, натянутое в струны». В нее, кроме стихов последних лет, вошли две крупные поэмы «Далекие голоса» (история трагической любви) и «Монологи двух групп» (о событиях в Чечне в 1991–2001 годах).
О книжке «Сердце, натянутое в струны» известный литературный критик Х. Бурчаев писал в предисловии к ней: «Саид-Бек Дакаев пишет много, и его стихи отличаются всегда глубиной мысли и философским взглядом на жизнь. Это говорит о том, что он всегда стремится быть выразителем своей эпохи и ответственным за сказанное слово».
Главными темами всего творчества Саид-Бека Дакаева были и остаются Чечня, ее природа, чистая любовь, а главными героями – рабочие люди, созидатели всех богатств отчего края, современники автора, люди, которых он хорошо знает и среди которых живет. Об этом говорят названия многих его творений. Об этом он говорит и в стихотворении «Я горжусь» (перевод – мой):
Мне мила, Чечня, твоя природа,
Дороги твои сыны-творцы.
Тем горжусь я, что отсюда родом
Все мои и деды, и отцы.
Были нашей колыбелью горы,
Мудрые, как твой народ, Чечня.
Тем горжусь, что в радости и в горе
Сыном называешь ты меня.
И пусть не всегда стихи С.-Б. Дакаева поражают нас броскими, мудреными образами, изяществом слога, пусть они чаще просты и безыскусны, но все они выношены автором, очень искренни и естественны, близки и понятны каждому читателю. И еще: все стихи поэта написаны на хорошем, чистом и ясном чеченском языке, в каждой строке их пульсирует жизнь, бьется кровь из сердца автора. Не случайно одно из стихотворений С.-Б. Дакаева так и названо – «Дети сердца»:
Стихи – дети сердца любимые:
То – с робостью, то – с озорством,
То – с именем, то – и без имени
Рождаются, каждый – с трудом.
Стихи – то задумчиво-строгие,
То – сложны, то – словно стрижи...
Как детям, прощаем им многое.
Но только – ни злобы, ни лжи!
Поколение поэтов С.-Б. Дакаева по не зависящим от них причинам не успело сделать и малой доли того, что могло сделать в чеченской литературе. Но в нас живет надежда, что оно заговорит еще в полный голос и порадует читателей яркими стихами, рассказами, поэмами, повестями. Ведь должна же, в конце концов, восторжествовать справедливость!
Это необходимо и потому, что, как писал Николай Михайлович Карамзин: «Хотя талант есть вдохновение природы, однако ж ему должно раскрыться ученьем и созреть в постоянных упражнениях. Автору надобно иметь не только собственно так называемое дарование – то есть какую-то особенную деятельность душевных способностей, – но и многие исторические сведения, ум, образованный логикою, тонкий вкус и знание света» (Указ. соч. Т. 2. С. 123–124).
Комментариев 35