Гудаев Омар Садыкович - первый учитель в Ведено
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
В семье чеченца Гуды из с. Гордали, расположенного ныне в Ножай-Юртовском районе, росли сыновья. Это было в середине 19-го века. По меркам того времени отец семейства придерживался прогрессивных взглядов. Он сделал все, чтобы сыновья приобщились к грамоте, в том числе к светской. Время показало, что он выбрал правильную позицию. Один из его сыновей Седик шагнул в большой мир. Знание русского языка и грамоты забросило его, по неведомым путям судьбы, в Веденскую крепость в должности егеря и толмача (переводчика).
Так начинается Веденская эпопея фамилии Гудаевых. В 1888 году ему разрешают строи-тельство первого чеченского дома в крепости Ведено, а в 1898 году он его перестраивает. Этот дом дошел и до наших дней. Стоит он на берегу гордой речки Хулхулау.
Начало было заложено. Так появились и еще две чеченские семьи в крепости. Это Сайхано-вы из Центороя, их потомков среди нас не осталось и Саракаевы - впоследствии первые журналисты и писатели из нашего народа. Их потомки живут среди нас и ныне.
Итак, семье Гудаева Седика в 1910 году происходит пополнение –рождается сын, и ему дают имя Омар. Мир еще не знал, что одной шестой части суши, занимаемой Российской Империей, предстоит вскоре пройти через жернова великих потрясений, связанных с Октябрьской революцией.
Судьба уготовила место Омару Седиковичу в рядах первой чеченской интеллигенции. Он остался в памяти ушедшего из мира сего старшего поколения как первый учитель в Ведено.
Не считаясь с трудностями тех времен, ему удалось в 1927 году окончить Алхан - Калинский областной педагогический техникум. Гудаев работает до 1930года секретарем МОПРа, секретарем Веденского сельского Совета, учителем и заведующим (директором) Веденской школы, а с 1931по 1932 год заведующим райОНО Ножай- Юртовского района, с 1932года ответственным секретарем Веденского РИКа, затем заведующим Веденским райсо. Он избирается также членом президиума РИКа. Работал Омар Седикович и республиканским финагентом, преподавателем железнодорожной школы в г. Гудермесе, а самым плодотворным периодом работы были 1937-1941 гг., когда он работал заведующим Веденским райОНО.
Обладая огромным опытом организаторской работы, он очень многое сделал для формирования фундаментальных основ качественного обучения грамоте детей и воспитания подрастающего поколения. Окружал заботой и вниманием приезжих и местных педагогов, создавал им условия для плодотворной работы. Он также занимался подбором и воспитанием местных кадров.
В памяти жителей района остались родной брат Омара - Эми, заслуженный учитель Чеченской республики, РСФСР и односельчанин Юнусов Мовлади и многие другие.
В 30-х годах прошлого столетия Украинская ССР оказывала широкую помощь Чеченской Автономной области. Чеченские дети получали из Украины в качестве безвозмездной помощи тетради, карандаши, учебники, художественную литературу. И они часто обменивались делегациями в канун общих праздников.
В 1937 году Президиум Чечоблсовета отправляет группу работников образования в Киев на Первомайские торжества. В этой группе была и делегация работников образования Веденского района во главе с Гудаевым Омаром Се-диковичем. Сохранившаяся фотография этих лет запечатлела навсегда лица этих счастливых людей. Гудаев О. С. запечатлен во втором ряду среди сидящих слева. Сразу бросается в глаза традиционная национальная форма одежды на педагогах чеченской национальности.
Всю свою сознательную жизнь Гудаев Омар Седикович сеял семена добра в человеческие души, открывал им ворота в мир знаний, материки, моря и океаны, страны и города, народы и языки, их обычаи и нравы.
И вот 18 октября 1954 года первого учителя Ведено не стало, он скоропостижно скончался от болезни. А 12 ноября того же года, а именно спустя 25 дней, в его семье родился сын, Хусейн Омарович - шестой по счету из детей. Его в районе хорошо знают. Он отвественный работник Веденской районной администрации, ведает вопросами образования, патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. А до этого успешно работал в силовых структурах, был начальником штаба РОВД.
Как говорят в народе, оказанное кому-то добро возвращается сторицей. Так и случилось в примере Омара Седиковича. Члены его семьи стали интеллигентами, уважаемыми в районе людьми. Многие пошли по стопам отца: ныне покойный Казбек Омарович был одним из лучших филологов в районе, удостоился при жизни ордена Трудового Красного Знамени, высокого звания отличника образования. Покойный Хамзат Омарович был журналистом в республиканских газетах, навсегда связала свою жизнь с образованием дочь Тамара Омаровна. Ныне она работает директором филиала Современной Гуманитарной Академии, где готовят юристов и экономистов. Другая дочь Омара Айшат и сын Хизир тоже нашли свое «я» в этой жизни. Жена Омара, Минай, воспитавшая детей-сирот, давшая им образование, скончалась сравнительно недавно -1998 году. Она работала санитаркой в роддо¬ме ЦРБ, пользовалась уважением в коллективе, имела много наград, в том числе медали.
Такими же уважаемыми в районе и республике стали и другие Гудаевы, потомки того же Седика Гудаева. Они тоже потомственные интеллигенты: инженеры, педагоги, журналисты. К примеру, всеми уважаемый нами Лема Гудаев - заместитель Министра по внешним связям, национальной политики, печати и информации. Таких примеров хоть отбавляй.
Я поинтересовался у Хусейна, остались ли связи в с. Гордали? Оказывается, они не разрывались никогда. Гудаевы всегда помнили о корнях. В селении Гордали всегда проходят встречи потомков Гуды. Они разошлись несколько фамилий: Оздамировы, Катаевы, Гудаевы, Эскерхановы. Очередная родовая встреча состоялась в Гордали 10 мая 2011 года, с жертвоприношением, чтением мовлида и зикром. На таких встречах молодежь лучше узнает друг - друга, она извлекает уроки из прошедшего. Это тоже один из видов нравственного, этического и патриотического воспитания.
Наши помыслы должны быть направлены на со¬зидание, творение добра. Первые уроки жизни на этом поприще каждый получает от своего учителя. Поэтому мы постара¬лись рассказать о первом учителе Ведено, у которого было много учеников. Пусть эта генетическая связь учитель-ученик не разрывается во благо нашего народа и его будущего.
Ш.ХАСАРОВ
Источник: Керла дахар. 2011 ш. 13 октябрь, № 40-41 (6372-73)
Комментариев 1