1936 год. Репрессии в Саясане на фоне Сталинской Конституции
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
В 1936 году в стране произошло очень важное событие - был вынесен на всенародное обсуждение и, естественно, одобрение, проект Сталинской Конституции СССР. Повсеместно проводились общие собрания, где граждане должны были принять самое активное участие. Разумеется, проект был обсужден народом и одобрен. Конституция была принята на сессии Верховного Совета СССР. На основе этой Конституции в стране развернулась грандиозная работа по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР и местные Советы депутатов трудящихся. И даже в это самое время в стране продолжались репрессии в отношении руководящих деятелей партии и Советской власти.
Аресты производились на всей территории тогдашней Чечено-Ингушетии. Эта участь не миновала и Саясановский рай¬он: был арестован председатель райисполкома Тимирсолта Басханов, заврайзо Селим Кужуев. Оба были осуждены на десять лет как враги народа. Селим Кужуев провел в лагерях полный срок и вернулся, а Тимирсолта Басханов умер в лагере политзаключенных.
Первому секретарю Саясановского РК ВКП(б) Магомеду Чапанову на тот момент удалось избежать ареста, так как его выдвинули на пост председателя окружной комиссии по выборам в Верховный Совет СССР. В состав Веденского окружного выборного округа входили Веденский, Саясановский и Ножай-Юртовский районы. После того, как М. Чапанова избрали председателем окружной избирательной комиссии, мы глубоко вздохнули: удалось миновать арест, так как к избирательным комиссиям допускались только доверенные лица, исключительно верные партии работники. Но наши надежды оказались, обманчивыми. В конце 1938 года, сразу после окончания выборной кампании в Верховный Совет СССР и местные Советы, Магомеда Чапанова арестовали, как врага народа. По поручению НКВД ЧИАССР арест был произведен Ножай-Юртовским районным отделом НКВД.Начальник РО НКВД со своими сотрудниками приехал к нему домой ночью, и человека, который только что занимал самый высокий пост в районе, пешком погнали в Ножай-Юрт. Позже стало известно, что он умер в лагере. Вот такое непредсказуемое и по-настоящему страшное было время.
По случаю хочу рассказать об исключительно благородном поступке одной юной особы из села Ачерешки тогдашнего Саясановского района. За этой девушкой ухаживал упомянутый мною выше ее односельчанин Селим Кужуев. Она дала обет не выходить замуж и ждать возвращения Селима из заключения, сколько бы ни прошло времени. И девушка сдержала свое слово. По возвращении Селима из лагеря, она вышла за него замуж, у них родились замечательные дети, которым они впоследствии дали отличное воспитание и образование.
После отбытия срока наказания по надуманному обвинению, Селим Кужуев работал по своей специальности в качестве главного зоотехника Саясановского районного сельхозуправления, затем - в Ножай-Юртовском районном управлении сельского хозяйства. Умер он несколько лет назад, уже будучи на пенсии. Это случилось в Нальчике, где Селим проживал в качестве беженца, пока на территории нашей республики продолжались во¬енные действия.
Источник: из книги А. Асталова "По лабиринтам памяти"