«Двойная жизнь» или загадка Уди -муллы
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Чем дальше мы отдаляемся от событий далекого прошлого, тем больше разрушается память об истине и на этой почве возникают вымыслы, версии и предположения. Так случилось и с Уди-Муллой - крупным военно-политическим деятелем Чечни первой пол. XIX века и активным участником Кавказской войны. ...
Уди мулла - был сподвижником Имама Гази-Мухаммада (а позже и Шамиля), и входил в первую пятерку предводителей освободительного движения. В свое время Уди-мулла считался одним из претендентов в Имамы Чечни. Важно, что и Шамиль считал его одним из своих ближайших сподвижников, что и неудивительно - мулла входил в число чеченских предводителей (Ташу-Хаджи, Уди-Мулла, Домбай, Умахан и Оздемир) по приглашению которых Шамиль в 1837 году прибыл в Чечню и был провозглашен Имамом).
Двойник Уди муллы. Двойник Уди-муллы «всплыл» практически недавно. До последнего времени его происхождение не вызывало никакого сомнения - под именем «гордалинский» он вошел в историю Чечни, на его происхождения из с. Гордали указывал и патриарх чеченской литературы А. Айдамиров. Тем не менее, в 2012 г. в ж-ле «Вайнах» талантливый писатель и краевед А. Кусаев опубликовал статью о с. Шуани, в которой он высказал свою (ничем не подкрепленную) версию происхождения Уди-муллы из с. Шуани. С этой публикации (благодаря Интернету и современным технологиям и пошла «гулять» новая версия происхождения наиба.
Бытует среди гордалинцев история о том, что в годы активной деятельности «гордалинского» Уди-муллы, в Шуани проживал некий Уди (Удиг), который, и стал прототипом наиба. К слову, «шуанинский» Уди тоже был муллой, но ничем примечательным в Кавказской войне себя не проявил. Стоит отметить, что эта «история» не имеет исторических свидетельств. «Своя правда» и у шуанинцев, которые отсылают к своему генеалогическому древу, которое также (помимо свидетельств его составителей) ничем не подкреплено. По видимому, каждая из этих версий «имеет право быть», пока загадка Уди-муллы не будет раскрыта в полной мере на основе конкретных исторических документов.
Post scriptum. В сетях рокового обмана. В 1835-1836 гг. Уди-Мулла добился серьёзных успехов - к этому времени к нему присоединилось ряд обществ Чечни и численность его отрядов перевалила за тысячу. Участились также и его наступательные действия, и к нему (как и к Ташу-хаджи, с которым они предпринимали и совместные операции), потянулись мюриды. Растущая популярность наибов, естественно, насторожила царскую администрацию. Старый как мир классический принцип Римского Сената «Разделяй и властвуй» никто в Кавказскую войну не отменял. Сработал он и в отношении этих наибов. В результате интриги царского агента татарского происхождения Таджудина, их отношения к 1839 г. испортились окончательно, и чтобы разобраться в них, они договорились о встрече. Случилось так, что в ходе разбирательства Уди мулла был смертельно ранен мюридом Ташу-хаджи из Дарго неким Хули. Мулла похоронен на старинном кладбище у перекрестка дорог на Гордали, Ялхой-Мохк и Мескеты.
Л. Гудаев
Источник: checheninfo.ru