Чеченский религиозный и общественно-политический деятель Байсурка Эльжуркаев
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Байсурка (Бойсаркъа) Эльжуркаев (1844-1917) чеченский религиозный и общественно-политический деятель, мулла, преподаватель в медресе Усмана-Хаджи, сельский кадий и казначей ("хазанча") села Нижний-Наур, тейп гордалой. По словам его потомка Магомеда Байсуркаева из сел.Надтеречное, должность казначея Байсурке уступил Усман-Хаджи. В обязанности сельского казначея входила раздача односельчанам земель под посевные поля, сбор подымных общественных сумм для уплаты государственных пошлин, а также на расходы по ремонту сельских мечетей, сельского правления и по другим общественным нуждам.
Байсурка был уважаемым и образованным человеком, принимавшим активное участие в общественной деятельности. Работал судейским писарем при сельском управлении с.Нижний-Наур. С 1900 г. учитель "магометанского закона" (т.е. основ Ислама) в Нижне-Наурской школе, одна из первых в Чечне школ, призванных обучать русской грамоте простых чеченцев. Со своими должностными обязанностями Эльжуркаев справлялся успешно. Многие его ученики стали впоследствии известными муллами.
В сентябре 1917 г. под предводительством Т.Чермоева в г.Владикавказе, в здании кинотеатра "Гигант", прошёл 2-й съезд горских народов Кавказа. На этот съезд были приглашены 14 делегатов из притеречных сел. Из Нижнего-Наура было приглашено пять делегатов: Байсурка Эльжуркаев, Гири Мукушев, Таги Дукаев, Дени Хакиев и Таку Маасуев
В монографии Т.М.Музаева "Союз горцев. Русская революция и народы Северного Кавказа, 1917 - март 1918 г." так описывается трагическая судьба этой группы делегатов: "26 сентября (9 октября) на станции Наурской озверевшие солдаты под командованием поручика Нольде, подстрекаемые криками неких неизвестных о том, что "горцы режут солдат", набросились на чеченцев, находившихся на станции. Горцы, спасаясь от преследования, кинулись в станицу Мекенскую. Там они были настигнуты и расстреляны. Было убито 13 человек. Один случайно выжил и рассказал о происшедшем".
По воспоминаниям Магомеда Байсуркаева, делегаты из других сел Притеречья собрались на ночлег у его дела Байсурки, чтобы на второй день рано утром выехать во Владикавказ. У них этой ночью возник спор, какой дорогой лучше ехать: верхом через Терский хребет в Грозный, а оттуда на поезде во Владикавказ - или на пароме переправиться в станицу Наурскую и сесть на поезд, идущий в столицу Терской области. Первый путь был рекомендован Каной Хантиевым как безопасный, на делегатов смущали грязь и слякоть на этой дороге. Поэтому многие стояли на том, чтобы перебраться в Наурскую и сесть на поезд. Особенно на последнем варианте маршрута стоял Таку Маасуев, считавший, что так они быстрее доберутся до пункта назначения и не утомят лошадей. Байсурка Эльжуркаев - наоборот, был против. Он остерегался конфликта с казаками. Кто-то из присутствующих упрекнул его в том, что он вечно чего-то боится. После долгих споров, делегаты легли спать.
Совершив утреннюю молитву, Байсурка опять заснул, и ему приснилось, как черные вороны заклеивали их. Проснувшись, Эльжуркаев рассказал этот кошмарный сон остальным делегатам и растолковал его как неблагоприятный знак, если они поедут через станицу Наурскую. Но и после этого его спутники не согласились ехать через Терский хребет. Тогда все делегаты, с которыми было по одному телохранителю, переправились на пароме через Терек. Здесь Байсурка настоял, чтобы хоть охранников отправили домой.
Дойдя до станции Наурской, они зашли на вокзал и сели в ожидании поезда. Байсурка предупредил своих спутников, чтобы они были готовы к неожиданностям и поставил их в известность, что сам он готов принять газават. В это время Байсурку отозвал казак - кунак его сына Зубиры. Он предупредил отца своего друга, что на прибывающем поезде им приготовлена засада и поэтому кунак Зубиры предложил Байсурке свою помощь в его спасении.
Эльжуркаев спросил казака:
— Со мной ещё тринадцать человек. Сможешь спасти их тоже?
Тот ответил, что не сможет. Байсурка сказал:
— Тогда я не согласен. Не могу бросить друзей и бежать.
Когда поезд остановился на станции, из вагонов выскочили солдаты и ринулись на них. Завязалась свирепая схватка. Байсурка отрубил кинжалом одному нападавшему руку, а другого изо всех сил ударил в затылок, но тут же чеченец был поднят на штыки. Все его соратники, кроме одного, тоже были убиты. Спастись удалось только Кади-мулле Индербиеву.
Погибшие чеченцы, на подводах через паром были привезены из Наурской в Нижний-Наур. Обрядом их захоронения руководил Кана-Шейх Хантиев. По словам Магомеда Байсуркаева, их предок Байсурка был похоронен рядом с зияратом Усмана-Хаджи.
По материалам книги Духаева А.И. Эпоха шайхов. Нальчик: ООО «Печатный двор», 2016. – 344 с.
Источник: checheninfo.ru
Комментариев 2